Биологические закономерности, модели и эффекты и их применение в других областях деятельности
Эволюционные идеиРазвитие эволюционных идей
X
Биологические закономерности, модели и эффекты и их применение в других областях деятельности
Эволюционные идеиРазвитие эволюционных идей
X
«Серая мухоловка с поражающим упорством выкармливает кукушонка. Что он ей? Он выбросил её собственных детей из гнезда, он требует всё больше и больше внимания к своей особе. Мухоловка идёт на всё. Как может сохраниться такой инстинкт? Как может он возникнуть? Ведь другие мухоловки не дали провести себя, выкинули яйцо кукушки из гнезда и делу конец. Они - умные - приняли посильное участие в воспроизведении следующего поколения, а она осталась бездетной.
Мимикрия яиц кукушки, по размерам, форме и цвету похожих на яйца приёмных родителей, неоспоримо доказывает, что птицы различают подлог [Southern, 1954]. Иначе, как могла бы выработаться мимикрия? Индивидуальный отбор на стороне умных: принимая образ кукушонка, он устраняет глупых. За одно поколение все без исключения дураки должны вымереть и в следующем поколении ни одно яйцо кукушки не будет насижено.
Так было бы, будь дети умных умными. Умственные способности наследуются, инстинкт охраны гнезда у птиц - тем более. Но гнездовой паразитизм кукушки сохраняется в течение тысячелетий. Умные рождают глупых. Наследуемость ума мала. Но ведь и сама жесткость наследственной программы могла бы измениться под действием отбора.
Умные, порождающие глупцов, неспособных отличить своё яйцо от яйца кукушки, имеют меньше шансов влить свои гены в генофонд следующего поколения, чем умные, имеющие только умных детей. Отбор должен неукоснительно действовать в пользу самых умных и притом умных генотипически. Почему же глупцы не перевелись?
Очевидно, они нужны виду серой мухоловки, не отдельным её особям, а виду в целом.
Выкармливая птенца кукушки, мухоловка исключает себя из «процесса самовоспроизведения. Казалось бы, она действует во вред не только себе, но и своим собратьям по виду. Её выкормыш со временем подбросит яйца в гнезда её племянников, сократит численность её собственной популяции. Но так обстоит дело только на первый взгляд. Глупцы действительно нужны. Они просто необходимы. Таланты рождают тупиц именно потому, что виду серой мухоловки нужна кукушка. Кукушка уничтожает тех крупных насекомых, вредителей леса, которых не может истреблять мухоловка. Не будь кукушки, не было бы леса, не было бы мухоловок.
Хорошо, говорите Вы. Так вот, пусть кукушка и выкармливает сама своих детей крупными гусеницами, которых она ест. Охрана леса станет ещё надёжней.
Как бы не так. Птенцам нужен мелкий корм, много мелкого корма. И тут кукушка - пас. Проворная птичка, шныряющая в поисках корма, собирая всякую мелочь, специализируется на добыче этого корма, ест его и детей кормит. Это уже не кукушка. Сдерживать численность крупных насекомых некому. Серая мухоловка, вынянчивая птенца кукушки, выполняет не менее великую биологическую миссию, не меньше заботится о сохранении своего вида в нисходящем ряду поколений, чем мухоловка, успешно выращивающая своих собственных птенцов. Она способствует поддержанию равновесия в биоценозе. Миссия глупцов экологическая.
Виды умников, рождавшие одних умников, сгинули с лица Земли со своим биоценозом.
Надвидовой отбор, отбор множеств сосуществующих в биоценозе видов - деревьев и насекомых, кукушек и мухоловок, сочетаясь с индивидуальным отбором, выработал гнездовой паразитизм и нежёсткий генотипический контроль умственных способностей обоих видов - участников драмы.
Индивидуальный и групповой отбор, действуя в прямо противоположных направлениях, создали оптимальные взаимоотношения между популяцией мухоловок и популяцией кукушек.
Саусерн [Southern, 1954] показал, что кукушка запоминает биотоп, где она выросла, находит гнездо птицы не только того вида, который вырастил её, но той же самой популяции и подбрасывает в него своё яйцо.
Индивидуальный отбор поощряет тех из кукушек, кто способен находить наиболее глупых мухоловок. Среди мухоловок оставить потомство имеют шанс только умные. Завершается процесс гибелью кукушек. Они истребили глупцов, а умные повыбрасывали их яйца из своих гнёзд. Раз кукушки существуют, значит индивидуальный отбор натолкнулся на преграду в лице группового отбора. Групповой отбор поощрял глупцов среди кукушек, тех, кто забывал место, где его выкормили, когда он был птенцом, и глупцов среди мухоловок, не способных отличить свои яйца от чужих. Разнообразие поведения и кукушек и мухоловок приобрело черты балансированного полиморфизма. Существование видов кукушки и мухоловки - условие стабильности биоценоза.
Но если предметом регуляции служат групповые свойства, включая пластичность, если сама мутабильность меняется в соответствии с требованиями устойчивости, разве не мог отбор в его высшей форме наложить печать и на характер возникающих изменений, приспособить саму изменчивость к наиболее вероятному ходу событий?
Определённые каналы могли открыться для изменчивости, иные пути могли оказаться закрытыми. Если условия периодически меняются, если изменения среды в данное время похожи на изменения в прошлом, эта повторность сходного создаст благоприятные условия для самонастройки. Не только жизнь, не только изменчивость, сама эволюция становится благодаря существованию видов самонастраивающимся процессом. Успешно эволюционировать - это своего рода искусство. Нужно иметь врождённые способности, чтобы заниматься им. Но кое-чему, технике во всяком случае, можно и получиться. Мы говорим обучение. Может быть, лучше сказать игра, где проигрыш - уничтожение.
Виды - это детские сады, школы, университеты, где популяции учатся эволюционировать.
Педагогика этих учебных заведений должна составить новую отрасль биологии.
По аналогии с другими ветвями науки о жизни Джулиан Гексли [Huxley, 1942] предлагает назвать её сравнительной революцией».
Берг Р.Л., Случайна или закономерна эволюция? / Генетика и эволюция, Новосибирск, «Наука», 1993 г., с. 272-274.