Наука «Психология» с точки зрения возможной эволюции человека по П.Д. Успенскому

«В древности, до того как философия, религия и искусство отделились друг от друга и приняли известную нам ныне форму, психология существовала в форме мистерий - например, в Египте и в античной Греции.

Позже, вместе с исчезновением мистерии, психология существовала в форме символических учений, которые иногда выступали в связи с современными им религиями, а иногда и независимо от них: астрология, алхимия, магия, а в более близкие нам времена - масонство, оккультизм и теософия. Здесь необходимо отметить, что все психологические системы и доктрины, те, что существуют или существовали открыто, либо те, что вели тайное и замаскированное существование, могут быть подразделены на две главные категории.

Первая: системы, изучающие человека таким, как они его находят, либо таким, каким он ими предполагается или представляется. Современная «научная» психология, вернее, то, что носит это имя, принадлежит к этой категории.

Вторая: системы, которые изучают человека не с точки зрения того, каким он является или кажется, но с точки зрения становления, т. е. возможной эволюции.

Только последние системы являются изначальными либо, во всяком случае, древнейшими, и только по ним можно установить преданные забвению истоки и смысл психологии.

Когда мы поймём важность изучения человека с точки зрения его возможной эволюции, мы поймём, то первым ответом на вопрос «что такое психология будет следующий: психология есть исследование принципов, законов и фактов возможной эволюции человека».

Успенский П.Д., Психология возможной эволюции человека, СПб, «Весь», 2001 г., с. 17.