Промышленное пиратство: копирование моделей и кража технологий в Китае

Инь Миншань – один из самых известных предпринимателей в современном Китае

«Он обратил внимание на то, что люди испытывают безумную любовь к своим велосипедам, дорожа самыми незначительными отличиями: накидкой из клетчатой шерстяной ткани на сиденье, новым типом звонка, помпоном из кроличьей шерсти на кольце для ключей от замка велосипеда. Он почувствовал, что общество уже пресытилось принудительным равноправием.

Мотоциклы должны стать следующим рубежом, подобным тому, чем они стали для Японии в дни начала её промышленного взлета.

В 1992 году Инь продал склад с книгами и собрал 15 тысяч долларов США для создания компании под названием Исследовательский институт по сборке мотоциклов «Чунцин-Хонда». В компании насчитывалось восемь сотрудников, включая его жену и сына. Слово «Хонда» в название компании закралось не случайно. Это было заявлением о намерении. Инь жаждал построить компанию мирового уровня. Он хотел добиться такого же успеха, какого добились известные японские корпорации «Хонда» и «Ямаха», и заменить их продукцию на китайском рынке своей. После этого Инь готовился выйти к покупателям дальнего зарубежья. Но сначала он должен был выбраться из своего цеха со скользкими масляными полами в скромном заштатном городишке туда, где он мог бы бросить вызов конкурентам.

Времени у него было немного. Корпорации «Хонда» и «Ямаха» успешно реализовывали продукцию в Китае, укрепляя репутацию и положение на рынке. Инь выбрал путь, который он определил как единственно верный: копирование моделей и кража технологий.

Моторы марки «Ямаха» стали доступны на местном рынке недавно. Японская компания заключила соглашение с китайским партнером «Цзяньшэ индастриал» - известной фирмой по производству оружия. Всего сорок лет назад она изготавливала автоматы и пушки, чтобы противостоять японской военной агрессии. Теперь в Китае были открыты мастерские, получившие доступ к полному набору запасных частей и технологии ремонта продукции «Ямаха». Инь заглядывал в эти мастерские, покупал запчасти, даже получал за это чаевые от механиков. Через несколько месяцев инженерных разработок он скопировал двигатель фирмы «Ямаха». «На начальном этапе мы полностью копировали оборудование других производителей, - вспоминал Инь. - В 1994 году мы впервые произвели собственный двигатель. Это была уже не копия. В 1995 году мы разработали три оригинальных двигателя. Японцы никогда не могли представить, что традиционные китайские производители способны развиваться так быстро. Они были невозмутимы и снисходительны, как американцы до Пёрл-Харбора».

На самом деле японцы мало что могли сделать. Ограничения, наложенные китайским правительством, означали, что «Ямаха», «Мицубиси» и «Хонда» не могли свободно открывать заводы там, где им захочется. Они должны были создавать совместные предприятия с партнерами из государственного сектора, которые подбирались опять же правительством. Им были также предписаны обязательства по передаче китайским партнерам своих технологий в качестве оплаты за право выхода на огромный рынок. Вдобавок к этому им было разрешено осуществлять лишь общий контроль за маркетингом и сетью поставщиков.

Но соблазн в виде миллиарда китайцев, меняющих велосипеды на мотоциклы, казалось, успокоил их тревогу. «Ямаха» создала пятьдесят пять совместных предприятий с фирмой «Цзяньшэ», типичным продуктом социалистической системы планирования, которая имела 18 тысяч рабочих на производстве и ещё 35 тысяч либо пенсионеров, либо иными способами включённых в систему предприятия людей. Все эти лица должны были получать деньги независимо от наличия доходов от производства, поскольку в начале 1990-х годов системы пенсионных фондов в Китае ещё не существовало. Принятие решений на заводе было процессом медленным и неорганизованным, и каждая инициатива оказывалась дорогостоящей. Тем не менее эти проблемы, какими бы нелёгкими они ни были, меркли перед вопросом, касающимся интеллектуальной собственности.

Технологические секреты утекали с заводов, как сквозь сито. Поставщики комплектующих по вполне понятным причинам должны быть предусмотрительны и лояльны к партнёру. Здесь они активно занялись торговлей, продавая запчасти через задние двери изготовителям контрафактной продукции. «Ямаха» не совсем понимала, насколько трудно овладеть ситуацией и насколько серьёзна проблема в этой области, пока не вышла на рынок со своей самой передовой моделью, 100-миллилитровым четырёхтактным «цзиньбао». Это произошло в 1995 году после подготовительной работы, занявшей несколько лет. Тогда-то и начался настоящий кошмар.

В течение нескольких месяцев после выпуска мотоцикла точная его копия производилась уже на 36 заводах по всей стране. Самое худшее было то, что хоть подделки и были почти идентичны оригиналу, продавались они примерно за 6 тысяч, в то время как предприятие «Цзяньшэ-Ямаха» реализовывало мотоциклы «цзиньбао» по цене в 18 тысяч юаней.

 

Продолжение »