«Улетая в неизвестность
«Джонатан отличается от других птиц своей стаи: «Для большинства чаек важно не летать, а есть. Однако для этой чайки было важно не есть, а летать». Отец говорит ему: «Ты летаешь, чтобы есть, а не чтобы просто летать».
Тем не менее Джонатан целыми днями пробует нырять на большой скорости и летать очень низко над водой. Он хочет раздвинуть границы возможного, узнать, на что способен. Часто его попытки оканчиваются жуткими провалами. Однажды он летит к воде быстрее, чем летал когда-либо, но не может вовремя остановиться и врезается в стену воды на скорости 90 миль в час. Он говорит себе: «Я чайка. У меня есть естественные ограничения... Если бы я должен был летать быстро, у меня были бы короткие крылья, как у сокола, и я бы питался мышами, а не рыбой». Он решает покориться, быть просто членом стаи и делать всё так, как это делалось всегда. Потом ему приходит в голову: если в полёте он сможет плотнее прижимать крылья к телу, то его крылья будут такими же, как у сокола, - способными слегка менять направление в быстром полете. Джонатан пытается спикировать, разгоняется до 140 миль в час и летит, «как серое пушечное ядро, освещённое луной». На следующий день он добивается большего и летит со скоростью 200 миль в час, быстрее всех чаек.
В честь этого события Джонатан летит с высоты вниз, прямо сквозь свою стаю, по, счастью, никого не убив. Он сознаёт, что поднял свой биологический вид на новый уровень. И, обучая их тому, что знает, он надеется, что чайки больше не будут жить серой жизнью, от одной рыбной ловли до другой, подбирая рыбьи головы, только чтобы выжить. Он покажет им более высокий уровень существования.
Изгнание гения
Однако на следующий день Джонатана вызвали на совет чаек. Его пристыдили за «дерзость и безответственность» и выгнали из стаи. Ему сказали, что он не понимает смысла жизни чайки: есть, чтобы прожить как можно дольше.
Изгнанный с Дальних скал Джонатан проводил дни в одиночестве, печалясь не столько о себе, сколько о возможностях, которые отвергла стая. Он всё время искал что-то новое. Во время экспериментальных полётов он обнаружил, что контролируемый нырок в воду на скорости помогает добыть более вкусную рыбу, плавающую немного глубже под водой. По иронии, его любовь к полетам давала изобилие пищи.
Потом Джонатан встретил группу более развитых чаек, таких как он, - летающих, просто чтобы летать. Они взяли его в другое измерение, своего рода рай для чаек, сказав ему, что таких чаек, как он, - одна на миллион, потому что он усвоил жизненный урок: жизнь дана не для того, чтобы выживать, а чтобы стремиться к совершенству. Большинство чаек должно прожить 1000 жизней, чтобы это понять.
Ему говорили: «Мы выбираем себе следующую жизнь, исходя из того, чему научимся в этой. Если не научимся ничему, следующая жизнь будет такой же, как эта, все с теми же ограничениями и свинцовыми грузилами». Мы должны стремиться к совершенству - вот в чем смысл жизни.
Божественная чайка
Джонатан встречает старую чайку - мастера, достигшего такого совершенства, что он мог летать, не двигаясь. Он лишь думал о нужном месте и оказывался там. Джонатан был поражён. Джонатан сам попадает в то место, где узнает, что он не просто «кости и перья», а «идеальный образ свободы и ничем не ограниченного полета». Выдающаяся птица - не та, которая делает все иначе, а та, которая считает себя иной. Способ летать лучше уже существовал, он только ждал, чтобы его открыли. Если ты никогда не отходишь от своего представления о самом себе, то никогда не узнаешь о других возможностях. Умение великолепно летать, понимает Джонатан, это шаг к выражению настоящего характера чаек - как искра божья.
Когда Бах говорит о «Великой чайке», то становится очевидной аллегория Иисуса. Джонатан становится учителем и говорит одной смелой чайке, своему ученику, чтобы он не жаловался, когда его изгонят из стаи. Он должен простить их, и однажды они оценят избранный им путь и будут у него учиться. Если ты другой, тебя или определяют в дьяволы, или в боги, говорит Джонатан ученикам, но в любом случае ты знаешь, что, выбрав любовь и прощение, ты усвоишь самый важный урок».
Том Батлер-Боудон, 50 великих книг о силе духа, М., «Эксмо», 2013 г., с. 47-50.