«В процессе развития технической системы происходит повышение её динамичности и управляемости, то есть способности к целенаправленным изменениям, обеспечивающим улучшение адаптации, приспособление системы к меняющейся, взаимодействующей с ней среде. В переводе с латыни «динамизм» - богатство движений, наполненность действием. Как уже было сказано, важнейшим принципом разрешения противоречий является превращение прежде постоянного, неизменяемого параметра в переменный, изменяемый согласно нашим требованиям, то есть управляемый.
Повышение динамичности даёт системе возможность сохранять высокую степень идеальности при значительных изменениях условий, требований и режимов работы.
ПРИМЕР. Самолёт с изменяемой в зависимости от режима полёта геометрией крыла, корпуса и др.
Техническая система рождается, как правило, статичной, неизменяемой, узко- или даже однофункциональной. В процессе развития идёт переход к мультифункциональности.
1. Переход к системам со сменными элементами. […]
2. Переход к системам с изменяющимися элементами. […]
В процессе развития технических систем происходит переход к системам с увеличенным числом степеней свободы, с повышением возможностей системы к изменениям:
От статичных неизменяемых систем к системам с механическими изменениями: - с применением шарниров; - с применением шарнирных и других (зубчатых, пневматических, гидравлических и т. п.) механизмов, изменяющих направление и величину действующих сил; - с применением эластичных, гибких, пластичных и т. п. материалов.
3. Переход к системам, изменяемым на микроуровне, за счёт свойств входящих в них веществ, нелинейных зависимостей параметров, фазовых переходов всех видов, химических превращений. […]
4. Переход к системам, в которых изменяется, перемещается, становится более динамичным не вещество, а поле».
В процессе развития происходит изменение и устойчивости технической системы:
«1. От системы с одним статически устойчивым состоянием к системе с несколькими устойчивыми состояниями (мультиустойчивость).
2. От систем, устойчивых статически, к системам, устойчивым динамически, то есть за счет движения, проходящего через систему потока энергии, управления.
ПРИМЕР. Трёхколесный велосипед обладает статической устойчивостью, двухколесный - динамической. Чем выше статическая устойчивость самолёта, тем он безопаснее, но менее манёвренен. Сейчас создаются самолёты, которые имеют минимальный, а иногда и нулевой запас устойчивости, а их безопасность обеспечивается непрерывной работой автоматов и рулей по устранению отклонений. Такой самолет очень манёвренен.
3. Использование неустойчивых систем, моментов потери устойчивости».
Альтшуллер Г.С., Злотин Б.Л., Зусман А.В, Поиск новых идей: от озарения к технологии (теория и практика решения изобретательских задач, Кишинёв, «Каpтя Молдовеняскэ», 1989 г., с. 56-58.
Именно как закономерность развития технических систем это было сформулировано в 80-е годы, но как эвристический приём для решения изобретательских задач, этот принцип был описан в книгах по ТРИЗ уже в 60-е годы XX века.