Различные способы преобразования информации и знаний
Подготовка ТЛ учениковПодготовка творческой личностью Учеников
Команда творческой личности-лидераКоманда творческой личности-лидера
X
Различные способы преобразования информации и знаний
Подготовка ТЛ учениковПодготовка творческой личностью Учеников
Команда творческой личности-лидераКоманда творческой личности-лидера
X
«... ярким примером «закрытого», «тайного» философского учения являются пифагорейцы. Это философская школа и одновременно религиозно-этическое братство, основанное Пифагором (родился в 571 или в 570 г. до н.э.) и распространившееся в Южной Италии, Греции и на Сицилии.
Предание описывает Пифагора как пророка и чудодея, а его школу как союз аскетов, живущих в строгой дисциплине при общности имущества, в воздержании (от мяса, бобов, шерстяной одежды), нерушимо хранящих тайны школы. Отличительная черта школы Пифагора состояла в том, что обучение в ней носило характер посвящения и сопряжено было со многими дисциплинарными правилами для развития в учениках верности своему направлению и призванию. Ученики обязаны были питать полное доверие к авторитету учителя и вместо всяких доказательств руководствоваться цитированием его слов и изречений. «Сам сказал!» - таков был последний аргумент, снимающий их недоумение.
В молодых людях Пифагор возбуждал равнодушие к рассеянности и любовь к мудрости. Строгостью жизни и образованием, он приобрёл такое уважение современников, что многие принимали его за сверхъестественное существо, и даже видели в его лице воплощение самого Аполлона (Pythagoras-Apollo). На основании многих свидетельств о нём древних писателей, можно полагать, что Пифагор имел значительное нравственное и политическое влияние, а также обладал замечательными по своему времени сведениями в математике, естественных науках и в медицине.
Пифагор и его последователи сформировали первую школу (от schole, «досуг»), учение и способ жизни внутри которой находились в полной гармонии. Ученики называли себя последователями созерцательного образа жизни, в противоположность с теми, кто покупал и продавал и кто бегал по стадиону. Этот образ жизни они называли bios theoretikos, созерцательная, или теоретическая жизнь. Главная трудность этого образа жизни заключалась в преодолении потребностей тела, которые ослабляют человека. Поэтому необходимо было восторжествовать над телом, но не потерять его. Для этого требуется добиться состояния энтузиазма (entheos). Тех, кто достигал самодостаточной теоретической жизни, не привязанной к прихотям и потребностям тела, называли мудрым (разумным) человеком, sophos-ом.
Образ жизни пифагорейцев представлял собой форму мистерии; он сочетал в себе мистическое учение и культ, который отличался стремлением развить у своих членов телесное и духовное здоровье, нравственное чувство, самообладание и энтузиазм. Для этого необходимы занятия искусством: музыкой, гимнастикой, врачеванием и наукой. Уровень знания, устройство школы и способ обучения, отличавшийся от других греческих школ, доказывают, что Пифагор был знаком не только с греческой культурой того времени, но и с образованием и порядком жизни некоторых восточных народов, где жреческое сословие обладало значительными сведениями и следовало некоторым строгим правилам при сообщении их другим.
Главной идеей пифагорейцев (до начала 4 в. до н.э.) было понимание организации, порядка и гармонии мира в качестве высшего закона Вселенной. Этот закон интерпретировался через понятие числа. Даже понятия добро и зло, имели непосредственное отношение к их математическому выражению: нечётные числа - это выражение лучшего, а чётные - выражение худшего. Число господствует над Вселенной и над произведениями человеческого ума, делает сокрытое познаваемым. Следует напомнить, что греческая математика начинается с милетской школы (Фалес, Анаксимандр).
Наследуя знание Египта и Вавилона, пифагорейцы трансформировали это знание в автономную и строгую науку Они открыли новый тип сущности - числа и геометрические фигуры, которые не телесны, но, по-видимому, обладают собственными свойствами. Они видели, что многие атрибуты чисел принадлежат к воспринимаемым телам и предполагали, что действительные вещи могут рассматриваться не только в их числовом выражении, но являются числами. Бытие, следовательно, означает бытие математических объектов: числа и фигуры являются сущностью вещей; сущности, которые существуют, суть имитации математических форм.
Математическое соотношение между высотой тона и длиной струны они положили в основу представлений о музыкальной гармонии. Гармония, в соответствии с которой пифагорейцы обозначали мир как «космос», проявляла себя в движении небесных тел, воплощающемся в определенных тонических интервалах. Гармония светил, гармония космоса неощутима вследствие непрерывного воздействия на нас, поэтому все ощутимые магические и сакральные функции пифагорейцы приписывали музыке. Музыка использовалась при отправлении культа и служила для возвышения души и очищения разума от горестных мыслей.
Но кто и при каких условиях мог стать членом пифагорейского братства? Существовало две ступени посвящения: первая и высшая степень посвящения - «математики», т.е. обученные, которые были посвящены в философское и научное учение Пифагора, и вторая - «акусматики» (слушатели) - от них требовалось лишь выполнение религиозных предписаний и строгое соблюдение регламента поведения.
Но даже в этой иерархии, построенной по степени причастности к тайным сторонам учения и в соответствии со способностью ученика понимать и развивать те философские, научные и религиозные знания, которые составляли ядро (и тайну) философской школы, существовал достаточно строгий отбор. Претендент проходил трёхлетний испытательный срок, затем следовал пятилетний обет молчания (внимать, но не дискутировать). Существовали также этапы получения знания и этапы постижения тайн учения внутри всей иерархии, а также строжайший запрет для всех учеников произносить имя Пифагора, но только: «Сам сказал», «Он», «Сам».
Необходимость такого строгого отбора являлась отражением одной из важных и тайных сторон пифагорейского учения, согласно которому мир населён существами трёх родов - это боги, люди и человеко-боги - т.е. те, кто подобен Пифагору (мыслители, учёные, философы). К слову замечу, что Пифагор был первым, кто называл себя «философом», а сам термин philosophia (т.е. любовь к мудрости) впервые используется пифагорейцами. Другой тайной стороной их философии было учение о душе. Пифагорейцы, так же как и орфики, верили в мировую душу, в бессмертие души и в переселение душ. Душа самосовершенствуется ещё при жизни человека и проходит очистительный путь после смерти - частью через наказание в Преисподней, частью через переселение в тела либо животных, либо набожных людей. Из этого круговорота высвобождаются только души чистых и набожных людей, чтобы возродиться в новой, бестелесной духовной жизни.
Таким образом, истинное мировоззрение, по Пифагору, покоится на трёх основах: мораль, религия, знание. И если в центре внимания оказывается научное знание, высшей точкой которого является математика, то мораль и религия рассматриваются как необходимые условия для самоусовершенствования личности философа. Именно философ получает право размышлять в этих направлениях. […]
Пифагор, как я уже отмечала, строго дифференцировал своих учеников: одних он учил философии, математике, астрономии, других - управлять государством, а третьих исключительно тому, что сандалии нужно надевать сначала на правую ногу, а начинать мыть ноги - с левой. Стиль мышления и язык пифагорейцев - не так прост, как это может показаться. Некоторые дошедшие до нас высказывания Пифагора, например, «Огонь ножом не разгребай!», наиболее продвинутые ученики должны были понимать не буквально, но как очень тонкое психологическое наблюдение - не раздражай гневливого человека! Или: «Через весы не переступай», т.е. знай меру и не присваивай себе большего чем заслуживаешь. Аналогичным образом можно истолковывать и другие высказывания, например: «на хлебную меру не садись», т.е. в интеллектуальном или духовном росте не ограничивайся малыми успехами - иди дальше, а познав науки, «по торным дорогам не ходи», т.е. стремись к новым открытиям.
Метафорический комментарий рассмотренных примеров позволяет сделать вывод о том, что в повседневной практике пифагорейцев коммуникация протекала в определённых концептуальных рамках».
Шульга Е.Н., Когнитивная герменевтика, М., ИФ РАН, 2002 г., с. 76-81.