Невозможность «логики творчества» по А.А. Ивину

«Есть […] важный пункт, в котором логика творчества и наука логика явно расходятся между собою: знание одной из них плохо согласуется со знанием другой.

И, наконец, последний и самый сложный момент - обучение логике творчества. Научной дисциплины «логика творчества», как известно, нет, и она, естественно, нигде не преподаётся. Никаких учебников по несуществующей «логике творчества» нет и можно с уверенностью сказать, что они не будут написаны. И, тем не менее, логику творчества можно изучать, и она постоянно изучается.

Чтобы понять, как это делается, достаточно обратить внимание на обучение таким «творческим профессиям», как актёр, художник, режиссёр, писатель и т.п. Своеобразие их обучения заключается не в чтении каких-то теоретических курсов по «логике творчества», а во включении обучающегося в сам процесс творчества. Предполагается постижение учеником опыта своих предшественников, добившихся несомненных успехов в конкретной области творчества. При этом особую роль играет преподаватель. Он обязан быть не только хорошим педагогом, но и сам обладать талантом в конкретной области творчества. У плохого или посредственного музыканта, художника, режиссёра и т.п. всегда, или почти всегда, окажутся такие же посредственные ученики. Ученик может «вырваться» из тени своего учителя, но только при условии своего исключительного дарования.

Логика творчества является, таким образом, тем, что Аристотель называл «практической» наукой. Она принципиально отличается от обычных наук. По самой своей природе обычные науки являются «теоретическими», поскольку имеют своим идеалом построение научной теории. «Практические» науки не стремятся, да и по самой своей природе они не способны придать себе форму научной теории.

Навыки творчества непосредственно передаются учителем ученику, так сказать, из рук в руки, без всякой детализированной теории творчества, изложенной в каком-то специальном пособии. Логике творчества обучаются, конечно, не только представители «творческих профессий».

В принципе этой логике обучается каждый человек, независимо от той профессии, которую он осваивает. Навыки творчества передаются при этом не с помощью каких-то надуманных «курсов творчества», а непосредственно, от преподавателя к ученику. Более того, они передаются чаще всего без всяких разъяснений и указаний, касающихся процесса творчества. Можно сказать, что творчеству учат без слов.

Другое дело, что хороший преподаватель должен быть человеком с «творческой жилкой» и что ученик вряд ли что-то усвоит, если у него нет таланта в изучаемой области, будь то музыка, химия, философия или что-то иное».

Ивин А.А., «…И гений, парадоксов друг…», в Сб.: Эпистемология креативности / Отв. редактор Е.Н. Князева,  М., «Канон+», 2013 г., с. 81.