«Объяснимся точнее и укажем, каковы различные исходы логического поединка.
Борьба за подражание между двумя изобретениями или также между двумя группами изобретений, являющаяся у них борьбой за существование, может закончиться пятью способами.
1) Одно насильственно или мирно уничтожает другое, которому перестают подражать. Это уничтожение бывает мирное, когда замена одной идеи другой происходит без принудительного обращения. В случае введения новой религии или нового языка, в случае новых политических убеждений, новых эстетических вкусов или каких-нибудь обычаев добровольное обращение является исключительным явлением. Нормальный приём, при помощи которого одна идея или одна форма деятельности заменяет собой другую, заключается не в том, чтобы искоренить эту последнюю из привычек тех, кто её уже усвоил, а в том, чтобы не дать ей завладеть молодыми поколениями. Отец сохраняет свои старые верования, свои политические убеждения, покрой своего платья, своих любимых художников или писателей, тогда как его сын принимает модные идеи, одежду и чувства. Путём обобщения этого приёма, особенно рекомендуемого вниманию государственных людей, социальное уничтожение того, что устарело, происходит без помех, без страданий.
2) Сопротивление, оказываемое нововведению обычаем, не всегда является безрезультатным, когда социальная логика требует уничтожения одряхлевшей старины, которой противоречит новшество. Тут часто происходит безобидный переход: форма вещи сохраняется, тогда как её сущность исчезает. Это - явление переживаний, объясняющееся таким образом очень просто.
3) В подобном случае, если дело идёт о новой религии, новой политической форме, новом законодательстве, новой поэзии, новом языке, вносимых в какую-нибудь страну завоевателями и проповедниками, иногда случается, что старая религия, старая политическая форма и т.д., стремясь избегнуть смерти, преклоняется перед новой и, втайне торжествуя, становится её вассалом, а последняя удовлетворяется этим признанием своего преобладания. Боги побеждённых общин, например, преклоняются перед богами победившей общины и такой ценою сохраняют неприкосновенными свои храмы. Такая развязка благоприятствует национальной жизнеспособности.
4) Новое, вытеснив старое, не может, однако, заставить его исчезнуть за пределами известной территории, из некоторых социальных слоёв, где оно запирается, как в неприступной, а под конец даже и не атакуемой крепости. Так именно защищают своё существование некоторые выразительные провинциальные наречия, некоторые живописные суеверия и об этом не должно жалеть.
5) Появляется другое нововведение, которое, применяя для своих целей обе борющиеся между собою вещи и действительно или только по-видимому примиряя их, прекращает их борьбу, превратив её в союз. Когда Жоржу Кювье показалось, что он нашёл доказательство существования своим «переворотам земного шара», великая борьба между палеонтологами и библейским рассказом о сотворении мира на время приостановилась и их примирение казалось обеспеченным. Когда в каком-нибудь округе умирающие с голоду партии и классы изо всех сил стараются уничтожить друг друга, открытие каменноугольных копей, обогащающее всех, устанавливает согласие между всеми. Когда страна раздирается внутренними неурядицами, открытие колонии или её завоевание, для воинственного народа равносильное открытию, вызывает большой поток эмиграции, столь же умиротворяющий, сколько и обогащающий».
Габриель Тард, Социальная логика, СПб, «Социально-психологический центр», 1996 г., с. 239-240.