Интеграция психологических моделей по Н.И. Чуприковой [продолжение]

Начало »

 

4. Формулировки мыслителей и учёных о действии общего универсального закона в умственном развитии ребёнка и в развитии познания.

 - Я.А. Коменский (природный ход развития познания ребенка можно сравнить с ростом и развитием дерева, на котором, хотя бы оно росло сотни лет, вовсе не вырастают новые ветки, а только разрастаются уже существующие).

- Г. Гегель (вначале имеется чистая чувственность, которая бесконечно богата и бесконечно бедна, затем познание «отнимает» у вещей отдельные свойства и отношения, между которыми далее устанавливаются родовидовые отношения. Развитие понятий от абстрактного к конкретному).

- Т. Рибо (умственное развитие движется от мало определенных «протоплазматических» состояний познавательной сферы к состояниям все более определённым).

- Э. Клапаред (ввёл в психологию понятие синкретизма. Определяющая черта детской психики -  это восприятие вещей «в их целом», а путь психического развития - это путь от целого к частям).

- К. Коффка (сущность психического развития состоит в «усовершенствовании структур», которое идет по линии их все большего внутреннего расчленения).

- В.Н. Ивановский (к эволюции человеческого познания приложим общий закон развития - закон перехода от несвязной однородности к связной разнородности. Для первобытного мышления характерна, прежде всего, полная недифференцированность основных категорий умственной деятельности).

- С.Л. Рубинштейн («разительное сходство» между законом перцепции Н.Н. Ланге и схемой саморазвития понятий Г. Гегеля).

5. Частные дифференционные теории умственного развития, основанные на обобщении фактических данных.

- Дифференционная теория раннего перцептивного обучения и развития Э. Гибсон.

- Теория Г. Фолькельта о генетической первичности целостных переживаний.

- Дифференционная теория раннего концептуального развития К. Нельсон и дифференционная теория развития значений слов Е. Кларк.

- Теория канализированного развития категорий Ф. Кэйла.

- Теория Л. Смит и Д. Кемлер о переходе в младшем школьном возрасте от целостной интегральной репрезентации разных свойств воспринимаемых объектов к их когнитивной отделимости.

- Дифференционные теории фонетического развития Р. Якобсона и В.И. Бельтюкова.

- Возрастной рост поленезависимости и артикулированности всей психической сферы в теории полезависимости/поленезависимости X. Уиткина.

Всё вышеизложенное приводит к заключению, что в психологии имеются все предпосылки для того, чтобы сформулировать обобщающую многие её фактические и теоретические достижения дифференционно-интеграционную теорию умственного развития, вписанную в универсальную междисциплинарную системно-эволюционную парадигму современной науки.

Эта теория позволяет достаточно удовлетворительно обобщить с единой точки зрения и систематизировать большое количество фактов и закономерностей, относящихся к развитию самых разных познавательных процессов и функций, представлявшихся до сих пор разрозненными и не связанными между собой. Причём не только тех фактов и закономерностей, которые послужили основой упомянутых общих и частных теорий, но также и большого числа других. В эти теоретические рамки удаётся без особых натяжек вписать, по существу, все наиболее известные фактические данные, полученные Ж. Пиаже (у самого Ж. Пиаже понятия синкретизма, схем целого, глобальности, недифференцированности и дифференциации красной нитью проходят через многие работы).

К общему плану развития всех познавательных процессов и функций хорошо подходят термин системогенез в том смысле, который вкладывает в него П.К. Анохин. Возникает кардинальный вопрос: почему системогенез самых разных познавательных процессов и функций, независимо от их конкретных характеристик и содержания, подчиняется одним и тем же принципам? Поскольку психические процессы протекают не в «безвоздушном» пространстве, а разыгрываются на определённых глубинных психофизиологических структурах мозга, можно предположить, что все структуры, несущие функцию познания и регуляции поведения и деятельности, обладают некоторой формальной общностью своего системного строения и системного развития. Таким образом, дифференциально-интеграционная теория развития смыкается, с одной стороны, с одним из центральных понятий когнитивной психологии - с понятием внутренних когнитивных структур субъекта, а с другой - с проблематикой реализации в онтогенезе генетических программ развития психики. Отметим также, что из этой теории вытекает целый ряд следствий и предсказаний, доступных прямой экспериментальной проверке».

Чуприкова Н.И., Из опыта интеграции психологических знаний, в Сб.: Теория и методология психологии: постнеклассическая перспектива / Отв. ред. А.Л. Журавлёв и А.В. Юревич, М., Изд-во «Институт психологии РАН», 2007 г., с. 472-477.