Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
X
«Универсальный всеобщий закон развития, который так или иначе звучал в трудах многих авторов, состоит в том, что всякое развитие, где бы оно ни происходило, идёт от целого к частям, от общего к частному, от состояний и форм мало определённых, примитивных, глобально-диффузных и недифференцированных к состояниям и формам всё более определённым, внутренне расчленённым и дифференцированным. Этот закон подразумевает, что развивается всегда некоторое исходное целое, которое по мере развития становится все более внутренне дифференцированным и иерархически упорядоченным. Он указывает также на базисную роль процессов дифференциации целого в развитии. В современной формулировке Ф. Берталанфи, в процессах органического развития «первичное целое подразделяется на субсистемы».
Параллельно этому идут процессы интеграции, обеспечивающие, во-первых, удержание исходной целостности и, во-вторых, формирование в ней новых, более высоких иерархических уровней.
На базе общего универсального закона развития оказалась возможной интеграция четырёх до сих пор мало связанных массивов теоретических представлений и фактов. Это:
1. Теоретико-философские представления о существовании общего универсального плана развития всех сложных органических систем, о существовании общих универсальных принципов развития - дифференциации и интеграции. Их обоснование в биологии.
2. Ряд крупных психологических теорий умственного развития и теорий познания, в рамках которых закон развития от общего к частному, от целого к частям и принципы дифференциации и интеграции выступают как ведущие и основополагающие.
3. Ряд частных теоретических обобщений фактических экспериментальных данных о ходе развития отдельных психических процессов и функций (восприятия, речи, психомоторики, понятий и др.).
4. Фактические результаты многих исследований по развитию самых разных психических процессов и функций, полученные в рамках разных теоретических подходов. […]
1. Теоретико-философские представления.
- Я.А. Коменский (природа начинает свою образовательную деятельность с самого общего и кончает наиболее частным).
- Г. Гегель (всякий предмет определяется сначала в своей общности, затем разлагается на множественность разных моментов и через это саморазличение становится развитым целым).
- Г. Спенсер (общие законы эволюции: рост дифференцированное, выделение различного в первоначально однородном, рост связанности частей, рост определенности).
- Вл. С. Соловьёв (великий логический закон развития - три обязательных момента любого развития: первичная, мало определённая целостность, дифференциация, расчленение первичной целостности, свободное органическое единство всех элементов внутри целого).
- А.А. Богданов (всеобщая организационная наука: развитие систем - это дифференциация исходного первичного однородно-простого состояния, закон расхождения частей целого, процессы контрдифференциации и системной консолидации).
2. Общие универсальные законы развития в биологии.
- К. Бэр (правило эмбрионального развития, согласно которому оно идет от гомогенного и общего к гетерогенному и частному).
- Э. Мильн-Эвартс (принцип физиологического разделения труда: в процессе филогенеза целое, несущее определенную общую функцию, расчленяется на части, обладающие разными, более специфическими функциями).
- Ч. Дарвин (все организмы произошли от одной или очень немногих простейших родоначальных форм благодаря усложнению их организации, которая происходит путем прогрессивной дифференциации тканей, органов, функций. В результате естественного отбора происходит дифференциация популяций, расхождение признаков соответственно частным условиям среды и возникновение многообразия форм на месте прежнего однообразия).
- И.И. Шмальгаузен (в процессе естественного отбора имеет место поднятие организации живых организмов на более высокую ступень, что происходит за счет внутренней дифференциации строения и функций организма с одновременной интеграцией, т.е. усложнением системы связывающих их зависимостей).
- Формирование морфологической структуры и интегративной деятельности центральной нервной системы в фило- и онтогенезе протекает по общему принципу: от диффузных неспециализированных форм структурной организации и функционирования к более специализированным дискретным формам (Дж. Джексон, Л.А. Орбели, А.А. Заварзин, А.И. Карамян, Н.И. Филимонов, Дж. Когхилл, П.К. Анохин, М.М. Кольцова, Д.А. Фарбер с сотрудниками).
3. Крупные целостные дифференционно-интеграционные теории умственного развития.
- Дифференционная теория умственного развития И.М. Сеченова, изложенная в труде «Элементы мысли» (эволюционное учение Г. Спенсера открывает возможность разрешить с удовлетворительной ясностью философский спор о развитии зрелого мышления из исходных детских форм. Умственное развитие должно начинаться с формирования сравнительно небольшого числа слитных форм и заключаться в большем и большем их расчленении с параллельно идущим группированием в разнообразных направлениях).
- Теория X. Вернера (ортогенетический принцип: везде, где есть развитие, оно идёт от состояний относительной глобальности и отсутствия или слабой дифференцированности к состояниям большей дифференцированности, расчленённости, иерархической интеграции. Обобщение и упорядочивание большого числа фактов и закономерностей, накопленных в детской психологии, патопсихологии, психологии народов примитивной культуры, общей и дифференциальной психологии в соответствии с этим принципом).
- Дифференционная логико-гносеологическая теория развития знаний Н.О. Лосского (развитие знаний - это многократная, многоаспектная и бесконечная дифференциация действительности, данной субъекту в целостном и нерасчлененном виде в его созерцании).