Моделирование «Встречи с Чудом» по Г.С. Альтшуллеру

Анализируя детские годы творческих личностей, разработчики ЖСТЛ заметили, что часто толчком к дальнейшему творчеству было яркое впечатление, названное ими «Встреча с Чудом».  Более того, часто это серия, система событий.

«… один из первых ходов называется «Встреча с Чудом». ТЛ очень важно выйти на свою дорогу как можно раньше, сделать это легче в 5-7-10-12 лет, чем в 55 и старше. Хотя шансы остаются, пока человек жив. Встреча с Чудом - что это такое? Иногда человек наталкивается на какую-то вещь, самую разнообразную вещь, которая запечатлевается у него в сердце и накладывает отпечаток на всю последующую деятельность. На становление человека, на превращение простого человека в личность с большой буквы. Вот простой пример. Шлиман увидел книгу «Падение Трои». На обложке был рисунок - крепость, огонь, воин с мечами... Все это было настолько здорово нарисовано, что ребёнок пошел к отцу и стал ему объяснять, какие он прочитал интересные вещи. Ему было 5-7 лет. Отец сказал, что это сказка, легенда, выдумка художника. Шлиман-младший не спорил с папой, но в душе затаил уверенность в том, что этого не может быть - откуда же художник знал? Короче говоря, к вечеру этого дня Шлиман принял решение посвятить свою жизнь раскопкам Трои, открыть для человечества пласт новой культуры. И он осуществил это, он шел длинным путем, но Шлиман стал Шлиманом, стал Личностью, когда ему было 5-7 лет. Возникает проблема: нельзя ли поставить искусственный эксперимент? Нельзя ждать и рассчитывать на то, что ребёнок встретится с чудом сам по себе, что ему повезет. Надо организовать такую встречу в процессе его воспитания. Разумеется, не обязательно, чтобы он представлял это экспериментом, для него все должно быть естественно. Чудом может быть все, что угодно: картина, книга, музыка... Вот Бомбар, о котором вы наверняка знаете. Он уже был зрелым врачом, когда увидел утонувших с корабля, люди погибли из-за незнания элементарных действий. И он решил доказать, что не надо бояться кораблекрушений и умирать со страху. То есть встреча с чудом или с античудом - это может произойти в любом возрасте. Но нам надо научиться осуществлять эту вещь как можно раньше. Мы взялись за эту разработку, и оказалось, что встреча с чудом - это неоднократное действие. Это пакет импульсов. Встрече с чудом предшествует что-то, дающее установку на повышенную реакцию на чудо, потом само чудо, часто неоднократно. Потом третьего вида действия, которые закрепляют чудо. Теперь представьте себе разработчика ТРИЗ...

Мы всё время говорим: разработчик ТРИЗ, разработчик ТРИЗ, а ТРИЗ давно превратился в комплекс ТРИЗ-ТРТЛ-РТВ. Весь этот комплекс, не имеющий пока адекватного названия... Представьте себе, насколько трудно приходится разработчику, который решит: завтра я начну готовиться к постановке такого эксперимента в детском саду N 5. Администрация легко идет сейчас на такие эксперименты, но какова гигантская ответственность самого экспериментатора? Жизнь человека... Встреча с Чудом - на всю жизнь...   

Аудио запись А.В. Чистова выступления Г.С. Альтшуллера 09.11.1989 года в конференц-зале Ленинградского электротехнического института, цитируется по: Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с.19-20.

 

Вот методический комментарий подобных случаев:

«Ход, казалось бы, случайный. Но его можно сознательно моделировать, управлять им, сделать неслучайным и эффективным. Ход не обязательно относится к раннему детству, он может быть сделан и позже. Ребёнка на путь большого творчества, как правило, увлекает чудо - или то, что он воспринял как чудо. Взрослый человек перестает верить в чудеса, защищаясь от них «здравым смыслом», скепсисом, прагматизмом и другими неврожденными механизмами. «Пронять» взрослого человека может, скорее, трагедия, большая трагедия или то, что он воспринял как большую трагедию. Поэтому, говоря о моделировании этого хода, надо помнить, что речь может идти о создании либо чуда, либо трагедии».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 158.

 

Замечу, что не обязательно, но иногда Встреча с Чудом, так или иначе связана со встречей ребёнком Наставника