«Этическим идеям В.А. Лефевра я посвятил специальную главу в книге «Лекции по этике» (М., 1994).
Уже после я сообразил, что его представление о двух этических системах, по сути, означает следующее.
Первая из этих систем предполагает наличие этического абсолюта, в принципе не допускающего оправдания зла. В этом случае ситуация, где возникает комбинация добра и зла, означает неабсолютность добра и оценивается как дурная. В этой системе субъект нацелен не на благие цели, но на то, чтобы избежать зла. (Это очень похоже на толкование Львом Толстым принципа недеяния.)
Во второй системе субъект легко абсолютизирует относительное добро, и тогда добро становится соблазном совершить зло.
Это значит, что такая комбинация добра и зла оценивается в этой системе как добро. В этом опасность утилитарной этики, ибо она ориентирует человека не на то, как распознать то, что дурно, и отказаться от зла, но на непременное достижение некоторого блага, которое, тем самым, становится в его глазах абсолютным и превращается в опасный соблазн.
Это верно не только в применении к отдельному субъекту, но и к общественным группам, борющимся за свои права, за справедливость. Эти несомненные блага легко превращаются в соблазн, толкающий на преступления, когда ставятся над всеми иными ценностями - прежде всего над любовью и милосердием».
Шрейдер Ю.А., Загадочная притягательность философии (субъективные заметки), в Сб.: Философия не кончается… Из истории отечественной философии: ХХ век 1960-1980-е годы, в 2-х книгах, Книга 2 / Под ред. В.А. Лекторского, М., «Росспэн», 1999 г., с. 198-199.