Душевные отклонения и болезни...
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
Душевные отклонения и болезни...
Появление нового жанраСоздание новых направлений деятельности, жанров, стилей…
X
«Именно в XIX-м веке экономическая цена онанизма стала неотьемлимой буквальной и метафорической темой антимастурбационной литературы.
Одним из жанров порнографии de facto, используемой викторианскими самосовратителями стало, по иронии судьбы, написанное совместно церковниками и медиками пособие для молодых людей, задача которого - подготовить их к успешной жизни в мире конкуренции современной деловой экономики. В этом пособии описываются опасные занятия и последствия мастурбации, которая, как описывается, опустошает экономику работающего тела.
Чтобы защитить своё объяснение мастурбации от похотливых глаз, один из самых успешных американских сторонников этого жанра, его преподобие Джон Тодд обращается к латинскому языку в той главе своего знаменитого руководства по закаливанию мужского характера, «Учебника для студентов», (точнее: John Todd, The Student's Manual, 1835 - Прим. И.Л. Викентьева) который претерпел целый ряд изданий в Америке, начиная с первой публикации в 1835 году и проданный в Европе к 1854 году общим тиражом более ста тысяч экземпляров.
Основная идея Тодда - максимизация жизненных ресурсов человека, т.е. энергии, денег, времени и информации, совершенно необходимой для того, чтобы успешно продвигаться вверх в демократических и ориентированных на бизнес обществах девятнадцатого века.
Телесные энергии вообще и сперма в частности подобны времени и деньгам: их нужно «тщательнейшим образом экономить и расходовать с величайшими предосторожностями». Тодд представляют энергию и семя, подобно времени и полезному знанию, жидкостью, взаимообменивающимися потоками, которые обращаются удовольствием, успехом или неудачей. В его модель тела включено универсальное деловое соперничество: «я» - это экономика энергии, в которой персонифицированы интересы типа Честолюбия и Лени, Промедления и Фантазии, конкурирующих в борьбе за ограниченные запасы жизненных токов, среди которых расточительностью этих запасов оказывается то, что Тодд по латыни называет «занятием рукоблудием (пороком Онана)».
Как советует еще один сторонник так называемого «фундаментального закона животной экономики»в пособии под названием «Психическая гигиена» в 1863 году, - телесные ресурсы это ценное имущество, которым нужно уметь «распоряжаться таким образом, чтобы извлекать максимальные доходы».
Не удивительно, что десятилетие, в которое эти руководства стали стремительно распространяться, 1830-е, также явились временем формирования классической термодинамики как науки об энергии, которая определялась как способность выполнять работу. Псевдонаучные представления о сексуальности, господствовавшие в самоучителях типа того, что написал Тодд, - одновременно относятся к экономике и к термодинамике: от применения законов сохранения и превращения энергии, а также энтропии, которую Лоуренс называет «мертвой тратой», до монадной экономики «я».
В то время как Карно, Жуль и Клаузиус формулировали два первых закона классической термодинамики в 1830-х - 1840-х гг., книга доктора Амарии Брайгэма «Заметки о влиянии умественного развития и умственного возбуждения на душевное здоровье» (1832) учила своих читателей тому, что «основной закон распределения жизненных сил заключается в том [...], что когда они возрастают в одной части, тогда они уменьшаются во всех других частях экономики живого организма [...] чтобы увеличить мощь одного органа, совершенно необходимо уменьшение её во всех остальных». Речь идёт в первую очередь о двух органах - о пенисе и мозге, и все эти самоучители девятнадцатого века направлены на то, чтобы убедить молодёжь не тратить на мастурбацию ту жизненную энергию, которую можно израсходовать на самообразование и деловую активность.
Продуктивная работа, антитезис мастурбационным тратам, - обычное гомеопатическое лечение «болезней». Статья в «Новоорлеанском медицинском и хирургическом журнале» за 1855 год сообщает о «молодом человеке с хорошим физическим здоровьем, пишущем интересные стихи и злоупотребляющем мастурбацией. Он обратился за медицинским советом... и ему порекомендовали заняться тяжелым физическим трудом. Он расчистил шесть акров земли от бука, выкорчевал пни, в результате чего излечился и стал полезным гражданином общества».
Почему же страх перед мастурбацией, который захватил в начале 1700-х гг. умы моралистов и медиков, и поныне остаётся горячей темой? Томас Лакер предполагает, что это связано с тремя взаимосвязанными открытиями, сделанными во втором десятилетии восемнадцатого века - открытии того, что онанизм это болезнь (с публикацией «Онании» в 1711 г.), открытии романа как литературного жанра (с выходом в свет «Робинзона Крузо» в 1719 г.) и, наконец, с началом истории первых финансовых крахов на рынке - в начале 1720 года лопнул «Миссисипи Бабл» во Франции и «Саус Си Баббл» в Англии.
Общим знаменателем, как полагает Лакер, является элемент фиктивности, или недостоверности. Фантазия считалась неизменным сопровождением, если не причиной мастурбации; подобно «новым порокам» чтения романов и финансовых спекуляций кредитной торговли, мастурбирующие фантазии были сосредоточены на чисто воображаемых объектах, заключающих в себе опасную нереальность.
Моралисты XVIII-го века отождествляли все три феномена со злом перевозбужденного воображения, которое выносит тех, кто поддаётся его соблазнам за пределы естественного мира и может привести к плачевными результатам. Постоянно заботясь, как и всё новые историки, об экономическом обосновании, Лакер предпочитает рассматривать страх мастурбации скорее как часть «гораздо более общего и далеко идущего спора XVII-го столетия» о патологической силе воображения, чем как страх, возникающий прямо из корреляции семени, денег, энергии и восприятия, непосредственно доступных расточительной трате того, кто подвергает себя риску.
В частности, Лакер спрашивает, почему страх избыточного расхода должен был возникнуть именно тогда, когда при быстро распространяющемся заводском производстве, которое создало условия для индустриальной революции, экономисты начали осознавать возможность широко распространенного излишка товаров потребления. Другими словами, почему идеология недостаточности должна была совпасть с экономикой изобилия или потенциального излишка нераспроданных товаров? По словам Лакера, «в попытке истолковать онанизм, исходя из экономики недостаточности - семени, нервной энергии - когда опасность кроется в экономике избытка, излишка или «добавки», есть некое «затруднение».
Решение лакеровского затруднения можно найти в пересмотре классической точки зрения на недостаточность в перспективе так называемых «наук» о неоклассической экономике и сексологии, которые развивались в тандеме друг с другом в последние десятилетия XIX-го века, и чьи собственные модели недостаточности и желания помогут разъяснить двусмысленный статус растратчика как расточителя и как победителя в дискурсе желания Фрейда и Лоуренса».
Дэвид Беннетт, Горожане, взломщики и мастурбаторы. Получение долга с вытесненного в экономике либидо Лоуренса и Фрейда, в Сб.: Кабинет: Картины мира II, СПб, «Скифия», с. 294-296.