«Конец 20-х - начало 30-х годов - время создания романа-эпопеи «Запись неистребимая». Этот роман именуется второй фазой мифа жизни автора, он погиб в огне, был восстановлен под названием «Сожжённый роман» и снова исчез. Известно, что в 1940 г. Голосовкер передал текст «Записи неистребимой» жившему в Париже Иосифу Владимировичу Биллигу, и больше ничего никогда не слыхал об участи этого своего произведения.
В архиве сохранилось несколько страниц: беседа вошедшего в камеру Иисуса с осуждённым анархистом, затем своего рода тейхоскопия - беседа этого анархиста Орама с Иисусом на кремлёвской стене перед панорамой Москвы, и рассуждения анархиста о государстве. Процитируем этот последний отрывок.
«Они положили скота во главу угла и по-скотскому творят суд и расправу. Были до тебя и после тебя равные им по жестокости. Но то были только скоты-забавники, а эти целеустремительны в мировом масштабе для конечной из конечных целей. Они экспроприировали всё, что уворовали одни у других за века и века, и отдали добычу этому чудовищу, созданному мозгом человека - идее. Сегодня эта идея носит имя «государство», завтра она переменит имя и будет называться иначе, но суть её останется та же: все пожирать и властвовать.
Может быть, так и нужно.
Они провозгласили собственность воровством и экспроприировали её, отдав её во власть государства, этого самого прожорливого дракона-людоеда, какого породил панический страх человека перед человеком. Но собственность - это пустяк по сравнению с другими сокровищами. На самом деле они экспроприировали совсем другое: а именно - идеалы человечества, самые его высокие солнечные чаяния, все целиком, до последнего; в том числе и твою любовь. О, они хитры, очень хитры!
Они провозгласили любовь-к-человеку своей неотъемлемой и им единственно принадлежащей моральной собственностью и лозунгом, а всех прочих, не-своих, изобличили как нелюбящих человека и подлежащих уничтожению. И во имя этой своей «идеи любви», а вовсе не живой любви, твоей, они готовы терзать, убивать, уничтожать тысячи и миллионы людей, якобы мешающих им любить человека и основать царство одних только любящих друг друга.
Пойми же, что ты сейчас гол, что ты ноль, что ты уже «безыдеен». То «твоё», что составляло некогда тебя, у тебя было взято, по-скотски взято, но все же взято. Правда, оно взято только как «идея», но объявлено, будто оно взято как «живое». Это несправедливо, - но зато сильно. Да, быть может, справедливость на земле и можно только добыть силой несправедливости.
Они положили во главу угла скота и по-скотски творят суд и расправу, но держат перед собою щит, где сияют все идеалы человечества, ограбленные ими у веков, и вместе с ними там сияет твоя любовь к малым сим - простым человекам. Зная, что человек жаждет ослепления, чтобы во что-нибудь верить, они ослепляют его сиянием идеалов на своем щите, чтобы он уверовал в то, что зло можно истребить злом, уверовал так, как когда-то уверовал в то, что зло истребимо добром.
Не мешай им. Дай им завершить свое дело. И вдруг им удастся то, что тебе, человеколюбцу, не удалось со всей твоей всечеловеческой любовью. Может быть, ты слишком рано пришел и слишком рано стал идеалом Совершенства, нестерпимым для земли.
Может быть, только скотам удастся осуществить то неосуществимое, что не удалось нежнейшим-из-нежнейших и тончайшим-из-тончайших созданий, чтобы после могли существовать на земле эти нежнейшие и тончайшие - самые уязвимые ангелы земли, вознесённые мечтою на небо.
Я до этого не додумался и Ты тоже. То, что ты не додумался, это понятно. Но я! - я мог бы додуматься. Я - тоже экспроприатор. - Орам необычайно оживился:
- Знай, - я не мешаю им. Пусть выполняют. Пусть...».
Брагинская Н.В., Слово о Голосовкере, в Сб.: Философия не конается… Из истории отечественной философии XX век в 2-х книгах, Книга 1 / Под ред. В.А. Лекторского, М., «Российская политическая энциклопедия», 1999 г., с. 606-607.