Различные аспекты, связанные с процессом мышления
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
Различные аспекты, связанные с процессом мышления
ФилософияОтдельные философские парадигмы, метафоры и идеи…
Подражание уже известным решениямПодражание уже известным решениям - самая распространённая стратегия креатива
X
«В эпистемологии существуют два разных взгляда на мышление.
Согласно первой точке зрения, мышление является творческим процессом, причём таким, в котором мысль рождается каждый раз заново, и эта мысль всегда - новая мысль.
Из современных философов её отстаивают, например, М. Хайдеггер, М. Фуко, М. Мамардашвили, А. Пузырей. Они постоянно подчёркивают, что мышление - это процесс, делающий невозможным старую мысль; и наоборот: это определённая возможность мыслить иначе, чем прежде. (Справедливость требует отметить, что в своих произведениях перечисленные философы не смогли продемонстрировать этот тезис – Прим. И.Л. Викентьева).
Напротив, начиная с Аристотеля, большинство философов подчёркивали в мышлении роль правил и других нормативных установлений, т.е. считали мышлением только те структуры, которые на любом материале, как бы он ни менялся, воспроизводятся в неизменном виде.
В этом смысле, если бы Аристотель полемизировал, напр., с Фуко, то он сформулировал бы следующий контртезис: подлинная мысль никогда не меняется, поскольку - это всего лишь вариация на предметном материале неизменной системы логических правил и норм..
Указанная дилемма (мышление - это иновация или традиция) разрешается, если учесть, что есть периоды и задачи, требующие нормирования в отношении мышления и следования этим нормам; но есть и другие (становление новой культуры, решение принципиально новых задач и другие), когда эффективна только новая мысль, порывающая со старой мыслительной традицией.
Розин В.М., Инновации, в Энциклопедии эпистемологии и философии науки, М., «Канон+»; «Реабилитация», 2009 г., с. 280-281.