Оценки научных теорий
Списки контрольных вопросовСтратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
ЛженаукаЛженаука - имитация науки
X
Оценки научных теорий
Списки контрольных вопросовСтратегия создания эвристических решений за счёт паспортизации и избегания типовых ошибок.
ЛженаукаЛженаука - имитация науки
X
«Это доклад о том, что любой образованный человек, которого заинтересовал материал в СМИ о науке, может понять, рассказ этот о достижениях исследователей или обман, реклама псевдоучёных. […]
В Части II «Анкета» приведён способ, который позволяет с высокой долей вероятности различать истинных исследователей и лжеучёных-«переворотчиков».
1. Имеет ли автор образование, соответствующее теме?
2. Принадлежит ли автор к научной школе (был в аспирантуре, докторантуре и т.п.) по данной теме?
3. Есть ли у автора публикации по другим темам в рецензируемых научных журналах?
4. Имеются ли в научных журналах публикации автора по теме сообщения (привести примеры таких публикаций)?
5. Имеются ли обзоры специалистов по данной теме в рецензируемых журналах (указать хоть один)?
6. Имеются ли у автора рекомендации признанных в данной области специалистов (членов РАН и т.п.)?
7. Цитируются ли в работах статьи по данной теме, опубликованные в рецензируемых журналах другими авторами?
8. Проводились ли работы по теме открыто (да) или в закрытом порядке (нет)?
9. Было ли целью источника сделать фундаментальное открытие по этой теме?
10. Имеются ли в публикациях автора благодарности другим лицам за обсуждение полученных результатов?
11. Поддерживались ли исследования автора научными фондами: РФФИ, INTAS, Сороса, CRDF и т.п.? Укажите какими.
12. Можно ли изложить сведения, сообщаемые автором, в терминах, используемых в учебниках для средней школы и младших курсов вуза?
13. Опровергает ли автор общепринятые теории?
14. Имеется ли подтверждение другими специалистами сведений, сообщаемых в представленных материалах?
15. Опирается ли автор при доказательстве правильности сообщаемых им сведений на общие философские или методологические исследования?
16. Приведёт ли реализация излагаемых сведений к кардинальным изменениям в жизни общества?
17. Нужно ли для реализации излагаемых сведений действовать в рамках существующих правил и процедур?
18. Когда должны быть реализованы излагаемые результаты? В будущем (да), немедленно (нет)».
Эйдельман Е.Д., Анкета - метод демаркации границы между учёными и псевдоучёными, в Сб.: Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа, СПб, Изд-во «ВВМ», 2013 г., с. 55-56.