Инструкция по работе с Контекстной панелью
Россия (СССР)

Список контрольных вопросов для определения псевдоученых публикаций по Е.Д. Эйдельману

«Это доклад о том, что любой образованный человек, которого заинтересовал материал в СМИ о науке, может понять, рассказ этот о достижениях исследователей или обман, реклама  псевдоучёных. […]

В Части II «Анкета» приведён способ, который позволяет с высокой долей вероятности различать истинных исследователей и лжеучёных-«переворотчиков».

1. Имеет ли автор образование, соответствующее теме?

2. Принадлежит ли автор к научной школе (был в аспирантуре, докторантуре и т.п.) по данной теме?

3. Есть ли у автора публикации по другим темам в рецензируемых научных журналах?

4. Имеются ли в научных журналах публикации автора по теме сообщения (привести примеры таких публикаций)?

5. Имеются ли обзоры специалистов по данной теме в рецензируемых журналах (указать хоть один)?

6. Имеются ли у автора рекомендации признанных в данной области специалистов (членов РАН и т.п.)?

7. Цитируются ли в работах статьи по данной теме, опубликованные в рецензируемых журналах другими авторами?

8. Проводились ли работы по теме открыто (да) или в закрытом порядке (нет)?

9. Было ли целью источника сделать фундаментальное открытие по этой теме?

10. Имеются ли в публикациях автора благодарности другим лицам за обсуждение полученных результатов?

11. Поддерживались ли исследования автора научными фондами: РФФИ, INTAS, Сороса, CRDF и т.п.? Укажите какими.

12. Можно ли изложить сведения, сообщаемые автором, в терминах, используемых в учебниках для средней школы и младших курсов вуза?

13. Опровергает ли автор общепринятые теории?

14. Имеется ли подтверждение другими специалистами сведений, сообщаемых в представленных материалах?

15. Опирается ли автор при доказательстве правильности сообщаемых им сведений на общие философские или методологические исследования?

16. Приведёт ли реализация излагаемых сведений к кардинальным изменениям в жизни общества?

17. Нужно ли для реализации излагаемых сведений действовать в рамках существующих правил и процедур?

18. Когда должны быть реализованы излагаемые результаты? В будущем (да), немедленно (нет)».

Эйдельман Е.Д., Анкета - метод демаркации границы между учёными и псевдоучёными, в Сб.: Лженаука в современном мире: медиасфера, высшее образование, школа, СПб, Изд-во «ВВМ», 2013 г., с. 55-56.

 

Викентьев И.Л., Методика оценки методик