«Как оказалось, генетические механизмы лежат в основе не только общей способности людей решать проблемы - они также обеспечивают их сознание и мышление специфическими правилами и принципами, которые необходимы для быстрого овладения социокультурным миром. Экспериментальные исследования познания, поведения и категорий мышления, а также результаты непосредственных наблюдений особенностей человеческого развития, в том числе у новорождённых и малышей, которые относительно свободны от культурных влияний, в частности, показывают, что ментальная эволюция определённым образом генетически направляется, обусловливая наличие сходных форм мышления и поведения. Приведём несколько характерных примеров.
1. С детства люди с нормальным зрением воспринимают изменения длины световой волны как четыре основных цвета - красный, зелёный, синий и жёлтый - с различными сочетаниями в промежуточных зонах. Однако на самом деле, как это фиксируется приборами, имеет место непрерывное изменение световой волны, и поэтому получаемая нами ясная, красочная, с чёткими контурами картина - не более, чем иллюзия, генетически запрограммированная в нашем визуальном аппарате и мозге. Сетчатка нашего глаза усиливает контуры изображения, преобразуя сигналы от цветовых рецепторов в три пары цветовых оппозиций - «красный - зелёный», «синий - жёлтый» и «светлый – тёмный». Как показали соответствующие психологические тесты, даже четырёхмесячные дети воспринимают изменение длины световых волн, как если бы они уже распознавали четыре цветовые категории. Аналогичные результаты были получены в ходе демонстрации представителям 20 национальностей большой последовательности образцов, отличающихся по цвету и яркости.
2. Новорождённые и малыши предпочитают сахар, им не нравится пища, содержащая соль, кислоту, горечь. Это врождённое селективное предпочтение оказывает влияние на эволюцию кухни взрослых.
3. Хотя мимические выражения могут существенно отличаться у представителей разных культур, всё же было выявлено общекультурное множество такого рода выражений, отражающих эмоциональные состояния - гнев, ненависть, счастье и т.д. Характерно также, что в случае некоторых повреждений правого полушария мозга пациент оказывается не в состоянии узнавать лица других людей (иногда даже своих самых близких родственников). Однако это расстройство не влечет за собой общей потери визуальной памяти - наш мозг скорее всего биологически запрограммирован следовать некоторым сенсорным императивам, если дело касается самых насущных нужд социальной жизни.
4. Тревога в присутствии чужих людей, возникающая у детей в возрасте от 6 до 8 месяцев. Эта реакция свидетельствует о врождённой предрасположенности людей жить в небольших группах, состоящих из близких родственников.
5. Врождённая предрасположенность людей мыслить оппозициями, рассматривая одну вещь как нечто противоположное другой. Эта особенность бессознательной стратегии нашего мышления наиболее ярко иллюстрируется фобиями - экстремальными формами боязни, которые вызывают у людей учащение сердцебиения, холодный пот, приступ тошноты, панику и другие автоматические реакции. Безотчётный страх могут внушить опасности, подстерегавшие древнее человечество - закрытое пространство, высота, грозы, бегущая вода, змеи и пауки, а также собаки, самолёты, оживлённые улицы и площади, число 13, инъекции, ножи, электричество и многое другое, часто совсем безобидное.
6. Наличие эмпирически фиксируемых корелляций между хромосомными аберрациями и психологическим фенотипом. Как свидетельствуют данные нейробиологии, хромосомные аберрации часто приводят к дефектам интеллекта, к снижению отдельных мыслительных функций (например, к синдрому Тернера - нарушениям, связанным с восприятием пространства).
Врождённые закономерности развития человека, своего рода ограничительные начала, направляющие наше сознание и мышление, наши когнитивные способности, до сих пор все ещё остаются в значительной мере неизученным феноменом.
Социобиологи Ч. Ламсден и Э. Уилсон в своё время предложили назвать эти закономерности эпигенетическими правилами. Напомним, что эпигенез - это сумма всех взаимодействий между генами и окружающей средой, формирующих отличительные характеристики организма. Если, например, взять словарь из четырёх основных цветов, то его базисом служит взаимодействие генов, предписывающих цветовое восприятие глаз и мозга, с окружающей средой. Последняя, естественно, варьируется, включая в себя наряду с условиями, породившими цветовое зрение человека, также и все последующие изменения, в том числе и вызванные влиянием культуры. Регулирующие цветовое зрение эпигенетические правила достаточно жестки, чтобы направлять эволюцию всех культур в русло все большей артикуляции главных кластеров цветовой классификации, но в то же время их власть не распространяется настолько далеко, чтобы полностью нивелировать межкультурные и межличностные различия, касающиеся цветового восприятия.
Будучи результатом адаптации человека к окружающей среде, эпигенетические правила закрепляются благодаря естественному отбору. Поэтому их природа зависит от ДНК - генетические изменения могут трансформировать эти правила и отношения между ними. Сознание и мышление, таким образом, формируются в соответствии с генетическим планом: мы мыслим в определенном, генетически направляемом русле, нам навязывается определённого рода культурная деятельность (например, танцы, семейный брак или язык). Но в то же время наше сознание и мышление эволюционируют в определённой окружающей среде - продукте ранее существовавшей культуры, истории, - которая хранится в архивах, памятниках и человеческой памяти».
Меркулов И.П., Архаическое мышление: вера, миф, познание, в Сб.: Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы / Отв. редактор И.П. Меркулов, М., «Российская политическая энциклопедия», 1996 г., с. 16-19.