Открытия в области музыки…
Неизменность цели, как Внутренние обстоятельстваНеизменность цели, как Внутренние обстоятельства
Малая цель, как Внутренние обстоятельстваМалая цель, как Внутренние обстоятельства
X
Открытия в области музыки…
Неизменность цели, как Внутренние обстоятельстваНеизменность цели, как Внутренние обстоятельства
Малая цель, как Внутренние обстоятельстваМалая цель, как Внутренние обстоятельства
X
«Дирижирование, подобно политике, редко привлекает оригинальные умы.
Это поприще больше подходит для карьеры и эксплуатации личности (ещё одно сходство с политикой), чем для применения точных и стандартизированных дисциплин. На деле дирижёр может быть менее подготовлен к своей работе, чем его оркестранты, но это остаётся известным только самим оркестрантам, а в любом случае его карьера зависит не от них, а от светских дам (включая критиков), для которых его музыкальный талант имеет второстепенное значение.
Пользующийся успехом дирижёр может быть музыкантом с изъянами, но он обязательно безупречный «рыболов». И неизбежно, - он лучше всего владеет искусством политики силы.
Среди таких людей, естественно, очень велик процент заражённых болезнью самолюбования, а в солнечных лучах неразборчивого поклонения публики эта болезнь расцветает пышным цветом. В результате такой дирижёр легко присваивает себе право навязывать чисто личные, ложные и произвольные суждения и занимает положение, совершенно не соответствующее его истинной ценности в сфере настоящей музыки, а не музыкального бизнеса.
Вскоре он становится «великим» дирижёром или, как недавно написал мне рекламный агент такого дирижёра, - «титаном пульта», превращаясь чуть ли не в самое большое препятствие на пути настоящей музыки. «Великие» дирижёры, подобно «великим» актёрам, не могут играть ничего, кроме самих себя; не в силах приспособить себя к произведению, они приспосабливают произведение к себе. Культ «великого» дирижёра ведёт, кроме того, к подмене «слушать» на «смотреть», так что в исполнении наиболее важным становится жест - и для дирижёра, и для публики, и для музыкальных обозревателей, которые обычно попадаются в эту ловушку и описывают внешность дирижёра, а не то, как он заставляет звучать музыку, ошибочно принимая дирижёрский жест за музыкальный смысл.
Если вы не способны слушать, дирижёр покажет вам, что надо чувствовать. Так, дирижёр подчёркнуто киноактёрского типа Леонард Бернстайн представит отрывки биографии Наполеона перед исполнением «Героической» - изобразит на лице благородные муки при отступлении из Москвы (ведь если прежде публика видела дирижёра главным образом со спины, то теперь из-за телевидения мы лишились и этого спасительного ограничения), безмерное ликование в последней части, где он даже станцует победный танец. Если вы не способны слушать музыку, вы любуетесь вакхической пляской, а если вас всё-таки влечет музыка, то лучше не ходите на концерт.
У меня есть ещё много причин жаловаться на культ дирижёра, но я упомяну из них только некоторые.
Во-первых, этот культ оглупляет репертуар. Ведь каждый дирижёр обязательно хочет показать себя в определённых вещах, вроде штраусовских симфонических поэм, «Моря» Дебюсси и т.д. - и вот всего несколько месяцев назад, ознакомившись с версией профессора фон Шнелля, теперь вы должны терпеть аберрации г-на доктора фон Лангзамера. И неудивительно, что дирижёр такого типа, в основном занимающийся повторениями, легко заболевает профессиональным равнодушием к музыке.
Во-вторых, подобно всем посредникам, дирижёр является социальным паразитом, живущим за счёт другого. Его собственное творчество - не более как собрание плохих привычек.
В-третьих: типичный дирижёр - это правонарушитель, который быстро коснеет и становится глух к новейшим идеям своего времени, или, вернее, будем называть его «окончательно прибывшим», в том смысле, что он не движется вперёд, поскольку ради такого продвижения пришлось бы продать хорошие дивиденты. Вспомните Бруно Вальтера, который был современником Шёнберга и которому по логике вещей надлежало бы быть пропагандистом его творчества, или же сегодняшних 30-летних дирижёров, к примеру, Одзаву или Мету, которым следовало бы играть каждое новое произведение своего старшего современника Булеза».
Статья И.Ф. Стравинского в «Newsweek», в Сб.: Стравинский – публицист и собеседник / Ред.-сост. В. Варунц, М., «Советский композитор», 1988 г., с. 184-186.