Изобретатель музыки по И.Ф. Стравинскому

«Но по-моему в композиторе должно быть нечто от творца, если он намерен создавать истинные произведения.

По-французски это можно сказать гораздо яснее. Звучит это так: Compositeur de la musique. Это характеризует композитора, как архитектора, возводящего здание из звуков. Но и этого не достаточно. Я настоятельно потребовал, чтобы в мой паспорт в качестве профессии вписали: «Inventeur et compositeur de la musique. Следовательно, не только архитектор, но и изобретатель. Нельзя строить дома, в которых никто не может жить. Как мне кажется, в музыке сегодня возводится много таких зданий.

Сочинять музыку может, в конце концов, каждый. Если человек хоть немного одарен, то его можно обучить композиторству, а если он обладает ещё и большим, но поверхностным дарованием, то на какой-то момент можно и не заметить, что он не «Inventeur». Необычность формы всегда несколько ошеломляет.

Поэтому сегодня с нескрываемым уважением взирают на музыкальные небоскрёбы, вход в которые расположен сверху, а крыша - ниже уровня тротуара. Подобные сочинения не могут сохранить своей ценности на длительное время.

Коли нет души, то мы имеем дело с человеком-машиной. Он интересен лишь на короткое время и становится скучным, как только, несмотря на всё его техническое мастерство, обнаруживается отсутствие души. О частностях я бы не хотел говорить. Не хочу делать никаких прогнозов, ибо, как уже было сказано, я не компетентен в этом и не пророк. Но уверен в том, что все не жизнеспособное в искусстве очень скоро вымирает».

Интервью И.Ф. Стравинского Neues Wiener Journal, в Сб.: Стравинский – публицист и собеседник / Ред.-сост. В. Варунц, М., «Советский композитор», 1988 г., с. 68-69.


Уровни инноваций по Г.С. Альтшуллеру

Уровни работы личности по И.Л. Викентьеву (видео)