«Быстрые удовольствия» как механизм социального регресса по Хосе Антонио Марине

«В обществе потребления система производства уже не направлена на удовлетворение имеющихся потребностей. Существуют излишки продукции. Требуется пробудить желания, вызвать неутолимую жажду, стимулировать чревоугодие.

Функция рекламы состоит в том, чтобы формировать страждущих субъектов. Гипертрофия рынка вызывает неудовлетворённость, так как производит потребности и желания, которые удовлетворяются лишь на короткий срок. Кроме того, должно создаваться впечатление, будто все имеют право наслаждаться данным продуктом, что приводит к постоянным разочарованиям.

Рынок, реклама, тревожность, депрессия, насилие выглядят отдельными островками, хотя на самом деле это лишь вершины единой подводной горной системы.

Мода на мимолётные, сильные, неотложные и одноразовые желания поразила наш эмоциональный мир, который стал хрупким, потому что порождает тревожный и немного скептический гедонизм. Мода, с её навязчивой и эфемерной привлекательностью, превратилась в жизненный архетип. Ничто не сулит большой радости, и единственный выход - нанизывать одно на другое многочисленные скорые и взаимозаменяемые удовольствия.

Во многих случаях пары расходятся не потому, что переживают кризис отношений, а из-за того, что жизнь без дальнейших экспериментов кажется им невыносимой. Восхваление быстрых удовольствий позволяет сложить две последние части головоломки: рост вредных пристрастий и отсутствие внимания у школьников на уроках.

Умножение желаний создаёт капризные личности, очень плохо переносящие отсрочку удовольствия и неудачи. (См. также: Блип-культура по Элвину Тоффлеру  - Прим. И.Л. Викентьева).

Атмосфера изобильного рынка затягивает, ограничивая свободу, хотя, поскольку существует возможность выбора между многими товарами, это остается незаметным. Идеология желания провоцирует дробление на части «я», превращенного в ряд обладающих желаниями механизмов (Делёз), а отсутствие внимания у школьников есть не что иное, как расширение сознания телевизионного зрителя, которому необходимо получать удовольствие от zapping (Липоветский)».

Хосе Антонио Марина, Воспитание таланта, М., «Астрель»; «Corpus», 2012 г.,  с. 278-279.

 

Выработка правильных базовых навыков у детей по Хосе Антонио Марине