Появление нового жанра - сетевой литературы по О.Б. Скородумовой

«В пределе Сеть может быть представлена в виде единого текста, связанного бесконечными звеньями ссылок. У этого текста - коллективный «автор». Идея смерти автора наиболее отчётливо была сформулирована ещё до рождения Интернет в рамках постмодернизма. Программной работой, развивающей эту тему, является статья Р. Барта «Смерть автора».

Р. Барт связывает появление авторства с эпохой Нового времени, своими корнями уходящего в индивидуализм протестантской веры и рационализм, обретшей самостоятельность науки. В области литературы личность автора приобретает решающее значение в позитивистской традиции, выражающей себя в литературной критике. В дальнейшем в XIX - начале XX века с развитием психоанализа произведение почти полностью выводилось из особенностей жизни и  нерешённых проблем автора. «Для критики обычно и по сей день всё творчество Бодлера - в его житейской несостоятельности, все творчество Ван Гога - в его душевной болезни, всё творчество Чайковского - в его пороке; объяснение произведения всякий раз ищут в создавшем его человеке, как будто, в конечном счете, сквозь более или менее прозрачную аллегоричность вымысла нам всякий раз «исповедуется» голос одного и того же лица - автора».

Большую роль в разрушении статуса единоличного авторства сыграл сюрреализм, практиковавший так называемое автоматическое письмо (быстрая, чаще всего коллективная, запись нерефлексируемых ассоциаций).

Современная лингвистика, обосновала отсутствие личного содержания в высказывании: «язык знает «субъекта», но не «личность», и этого субъекта, определяемого внутри речевого акта и ничего не содержащего вне его, хватает, чтобы «вместить» в себя весь язык, чтобы исчерпать все его возможности». Текст - сложнейшая система, образованная напластованием смысловых слоев, обусловленных различными культурными традициями. Все элементы этой системы находятся в постоянном взаимодействии, «диалоге» друг с другом.

Принципиальная многозначность текста требует некой организующей силы, благодаря которой он мог бы обрести некое временное единство. Принципиальное различие модернистской традиции и постмодернизма состоит в том, что первая организующим центром делала писателя, а вторая - читателя. «Читатель - это то пространство, где запечатлеваются все до единой цитаты, из которых слагается письмо; текст обретает единство не в происхождении своем, а в предназначении».

Статья Р. Барта была написана в 1968 году, незадолго до рождения Интернета. Новые информационные технологии дали новые возможности читателю реализовать себя в тексте не только как восприемнике его, но и как сотворце.

Интересным проектом подобного рода коллективного творчества в рамках Рунета является литературная игра «РОМАН» Романа Лейбова. Сам Лейбов определяет «РОМАН» как «эксперимент по совместному писанию нелинейной прозы». «Начало» романа было написано самим создателем проекта в виде достаточно банальной истории: «Молодой человек влюбляется в девушку, решается, наконец, написать ей и, не доверяя почте, ночью самолично бросает письмо в её почтовый ящик. Но тут, к ужасу своему, он замечает, как выше, на лестничной клетке, его Беатриче напропалую с кем-то целуется. Роман (так зовут молодого человека) безуспешно пытается выудить обратно свое письмо из ящика и, услышав, что парочка собирается, наконец, расставаться, тихонько уходит...». С этой сцены начинался первый русский гиперроман (http: / / www.cs.ut.ee/-roman_l/hyperfiction/htroman.html), вывешенный в Сеть в октябре 1995 года.

Суть игры состояла в том, что несколько её участников пишут отдельные «главы» произведения, причём каждая новая «глава» может являться продолжением любой из предыдущих: с любого предложения и даже слова.

«РОМАН», таким образом, имел ветвящуюся структуру. Единственным ограничением фантазии было условие не «убивать» героев романа. По словам одного из участников «РОМАНа» - Дмитрия Манина - «РОМАН» был создан «не для того чтобы его читать, а для того, чтобы его писать» (Курицын).

Как гипертекст и «сетевое произведение» он является:
- нелинейным (отсутствуют - начало, конец и единая последовательность событий);
- мозаичным (состоит из множества небольших автономных фрагментов);
- многоавторским;
- интерактивным (присоединенный фрагмент тут же включается в общую «паутину» повествования).

К сожалению, этот проект можно считать завершённым. Он возник, с точки зрения развития новых информационных технологий, достаточно давно (1995 год), когда технические возможности не позволяли писать текст русскими буквами (все тексты «РОМАНА» содержат транскириллицу - russkie slova latinskimi bukvami), а русифицировать уже набранный текст оказалось слишком сложным.

Кроме того, большой объём текста сделал сложным восприятие его как целостного произведения. Вслед за «РОМАНОМ» появился целый ряд оригинальных проектов, использующих коллективное творчество. Ещё одна разработка Р. Лейбова (в соавторстве с Д. Маниным) - литературная игра «Хокку» (http: / / www.litera.ru/staff/gorny/texts/gb.html).

Каждый желающий может написать собственное каноническое «хокку» (проект опирается на традиции японского искусства), используя первую или последнюю строчку из уже написанных, причём «подсоединиться» можно не только к хвосту, но и к любому месту цепочки.

Программа, поддерживающая «Сад», не только предлагает каждому входящему в него случайно выбранное из уже существующих хокку в качестве примера, но и позволяет искать их по номерам и датам, по авторам, темам и ключевым словам.

Соблюдение канона (размер - 5 + 7 + 5) слогов проверяется программным способом. Понравившийся хокку можно прокомментировать специальном разделе: «Книге двух су». Если к концу 1997 года (создан он был в сентябре этого же года) в «Саду» насчитывалось около 10 тысяч «хокку», то теперь их более 30 млн. […]

 

Продолжение »