Развитие эволюционных идей
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
Развитие эволюционных идей
История изучения творческих личностейИстория изучения творческих личностей
X
«Природа народов сначала жестока, потом сурова, затем мягка, после утончена, наконец, распущена.
В роде человеческом сначала рождаются неуклюжие великаны, как Полифемы; потом - великодушные и гордые, как Ахиллы; затем - доблестные и справедливые, как Аристиды, как Сципионы Африканские; ещё ближе к нам появляются великие образцы доблестей, сопровождаемых великими пороками, пользующиеся у толпы шумной славой, как Александры и Цезари; потом рассудочные злодеи, как Тиберий; наконец - неистовые и развратные наглецы, как Калигулы, Нероны и Домицианы.
Эта Аксиома показывает, что первые нужны были для того, чтобы заставить человека повиноваться человеку в состоянии Семей и подготовить его к повиновению законам в будущем состоянии городов; вторые, которые не уступали, конечно, равным себе, нужны были для установления на основе семей Республик в форме аристократий; третьи - чтобы открыть дорогу народной свободе; четвертые - чтобы ввести Монархии; пятые - чтобы укрепить их; шестые - чтобы их разрушить».
Джамбаттиста Вико, Основания новой науки об общей природе наций, в Сб.: Философия истории / Сост.: Ю.А. Кимелёва, М., «Аспект Пресс», 1995 г., с. 35-36.