Подмена / замена творчества Г.С. Батищеву

«Активность» без какого-либо продуманного смысла, а просто как ходкий эпитет, похвальный безотносительно к основаниям для похвал или легко употребимый благодаря эффекту лингвистической инфляции.

Иногда соединяется с другим в двойной эпитет, например: «творческая активность», и тогда звучит скорее как междометие.

В отличие от непритязательных понятий, из которых каждое,  будучи на своём месте, что-то фиксирует, прочёрчивает какие-то границы и тем самым что-то одно утверждает, а другое отрицает, этот эпитет не знает границ.  Он приносит не упорядочение, а хаотизацию.

Так подменяется:

- энергичная дееспособность - шумной суетливостью;

- надёжная исполнительность - слепой напористостью;

- усиленная старательность - усердием не по разуму;

- плодовитая результативность - подменой целей средствами;

- зоркая сосредоточенность - тупым фанатизмом;

- находчивая смекалка - пронырливым ловкачеством;

- терпеливая настойчивость - нетерпеливой агрессивностью;

- заботливая участливость - бесцеремонностью;

- осмотрительная инициативность - авантюризмом и легковерной увлекаемостью;

- деятельное служение ценностям и высоким принципам - обращением ценностей и принципов в нечто служебное, в удобное пособие и средство.

Отсюда понятно, что такая «активность» предпочтительна в наименее «творческом» её варианте.

Однако этот карикатурный феномен по-своему поучителен тем, что указывает на внутренюю связь между понятием и практикой гипертрофированной объектно-вещной активности, с одной стороны, и перевёртыванием принципиальности: не человек служит чему-то высокому, а наоборот, высокую символику или ритуальные признаки ставит себе на службу».

Батищев Г.С., Введение в диалектику творчества, СПб, «Русский Христианский гуманитарный институт», 1997 г., с. 163-164.