Создание новых продуктов «для масс»
Порча научной школыПорча научной школы
Деградация творческих людейДеградация творческих людей
X
Создание новых продуктов «для масс»
Порча научной школыПорча научной школы
Деградация творческих людейДеградация творческих людей
X
«Сначала разговор зашёл об учениках Станиславского, преподающих систему.
«Ученики... - задумался Константин Сергеевич. - Побудет человек короткое время в нашем театре, пройдёт одну-две роли и... уже ученик. А чему я его учил, чему он выучился - неизвестно. Преподаёт систему, а система - вещь очень опасная.
Сейчас какой был со мной случай. Одна американская актриса с большим именем вздумала для вящего своего развития поучиться системе. В Америке этим занимаются бывшие актёры 2-го МХАТа - Успенская и Болеславский. Ну, вот поучилась она у них, всё поняла, но играть больше совсем не может, не может, и всё тут. Бросилась искать меня, приехав в Европу, в Ниццу. А я уже уехал в Париж, она туда. Отыскала меня: «Что делать?» - говорит.
Пришлось мне с ней заниматься. В некотором роде ответственность за «учеников». А они, верно, всё ей объяснили, - малого не сказали: зачем всё творится на сцене. Не сумели внушить ей, что всё ради сквозного действия и сверхзадачи. Вот подите же, а люди как будто толковые».
Услыхав о сквозном действии и о сверхзадаче, я насторожился: это было то самое, о чём я больше всего накануне расспрашивал Зинаиду Сергеевну. (Родная сестра К.С. Станиславского, много помогавшая ему по работе – Прим. И.Л. Викентьева). Для меня оказалось совершенно новым, что сверхзадача, как она мне объяснила, одна для всего произведения и нет отдельных ролевых сверхзадач. Мало мне было также известно о контрсквозном действии, о том, что иногда его носителем в пьесе бывает отдельный персонаж, а иногда оно вплетается в одну роль вместе со сквозным действием. Приводила примеры из «Мнимого больного» Мольера, пьесы из репертуара Константина Сергеевича.
У них в спектакле была такая сверхзадача: гнёт самодурства, произвол главы семьи, уродливость этого явления. Аргон хочет всех держать в «ежовых рукавицах», это его конечная цель (то, что я считал личной сверхзадачей). Для этого им избрано сквозное действие - притворяться больным. Дочь верит - готова бросить жениха. Её линия совпадает со сквозным действием Аргона, не противоречит ему. Жена не верит, но притворяется верящей, чтобы обманывать Аргона, её поведение - контрсквозное действие.
Мне было необходимо по этим вопросам получить разъяснение самого Станиславского. Я спросил его: «Точно ли я понял Зинаиду Сергеевну, что у отдельного персонажа нет своей сверхзадачи и ищется только общая сверхзадача пьесы?»
К. С. отвечает: «Напротив, конечно, есть. Мы иногда называем её главной задачей, но так как она вся сказывается в сквозном действии, то мы больше всего и говорим о сквозном действии, контрсквозном действии и о сверхзадаче поэта. Течение пьесы - это пучок волокон - сквозных действий, перемежающихся с контрсквозными действиями. Отелло тянется к определённой цели, а Яго старается увлечь его в другую сторону. Получается сплетение сквозных действий».
Впервые слышу о перспективе роли и перспективе актёра. Вот как я это понял.
Станиславский продолжает: «Отелло. Сперва он - «влюбленный юноша», совсем как Ромео, с цветами, полны руки, он встречает у себя Дездемону. Нигде (в самой отдалённой перспективе) ни облачка, ни тени беспокойства. Первый намёк Яго - только смешно! Даже возможность подозрения нелепа. Доказательства Яго. Червяк сомнения шевелится, но гони его прочь! Финал ещё далёк. Пусть Отелло всемерно оттягивает момент безумия, убийства. Ещё далеко до конца». Это о перспективе роли.
Перспектива актёра. Так расположить в перспективе исполнения технические (голосовые и прочие) средства, чтобы самые выразительные, самые сильные приберечь к концу. Всё время иметь в виду необходимость разнообразия, контрастов, возможности нарастания.
Зон Б.В., Об учителях и коллегах, в Сб.: Школа Бориса Зона. Уроки актёрского мастерства и режиссуры / Сост. В. Львов, СПб, «Мастерская СЕАНС», 2011 г., с. 488-489.