Сознательное управление интуицией
Приемы самооценки творчестваПриемы самооценки творческой деятельности
X
Сознательное управление интуицией
Приемы самооценки творчестваПриемы самооценки творческой деятельности
X
Письменному осмыслению своей работы на площадке Борис Вульфович учил студентов с первых шагов. Записывайте роль в тетрадь с золотым обрезом золотым пером золотыми буквами, - часто цитировал Борис Вульфович образное выражение К.С. Станиславского. На первом этапе он предлагал записывать свой этюд в виде рассказа, особое внимание уделяя фиксации цепочки действий в этюде.
Из воспоминаний Ариадны Кузнецовой, в Сб.: Школа Бориса Зона. Уроки актёрского мастерства и режиссуры / Сост. В. Львов, СПб, Мастерская СЕАНС, 2011 г., с.120.
Часто отмахиваются: А, ремесло!... Но профессионал от любителя, даже хорошего, отличается искусным владением определёнными специальными знаниями и навыками. Значит, владение ремеслом - это непременная составляющая любой профессии. И к нему надо относиться уважительно. Ещё Борис Вульфович заставлял нас читать мемуары. Известных актёров, старой школы мхатовцев, Александринки или Малого театра. Той поры, которую мы уже не застали, но, читая, могли бы что-то усвоить. Непременно интересовался, кто что прочёл, просил что-то пересказать, что из этих мемуаров усвоено. И обязательно потом с нами на эту тему беседовал. Его очень заботило, чтобы всё было прочитано не как романические истории, а с позиций профессии, ремесла…
Беседа с Алисой Фрейндлих, в Сб.: Школа Бориса Зона. Уроки актёрского мастерства и режиссуры / Сост. В. Львов, СПб, Мастерская СЕАНС, 2011 г., с.125.
Он был сам перед собою честен и увлечён тем, чтобы от мальчиков и девочек добиться правды. Когда мы его похоронили, выяснилось, что он каждый день вёл дневники в форме писем к умершей жене. О чём были дневники? Он ей рассказывал о своих студентах. Ты знаешь, сегодня... - это всё о людях, которые сейчас работают в наших театрах, - такой-то сделал хороший этюд, он убедительно пил воду, я никогда не думал, что он сможет убедительно пить воду. Ниночка, ты знаешь... Каждый день он писал о том, что происходит у него на курсе, о своих учениках. Я думаю, что ничего другого у него в жизни не было, не потому, что у него была бедная жизнь, а потому, что для него это было самое интересное и самое важное в жизни. Это вот тоже мощный урок. […]
Львов: Леонид Павлович, расскажите, как Борис Вольфович Зон проводил занятия, чем особо дорожил. Есть упражнения достаточно известные, но один педагог больше внимания уделяет одному, другой - чему-то другому. Как всё происходило? Ведь первый курс - фундамент школы, элементы актёрской техники. Перед нами программа первого курса профессора Б.В. Зона. А вы, студенты, вели свои дневники, где отражалось ваше, непрофессорское восприятие процесса обучения.
Мозговой: И раз в месяц сдавали мастеру курса. Он проверял, как мы осваиваем ремесло, писал свои замечания. Причём говорил: Кто кого любит, кто с кем спит, этого мне не надо знать. Писать только о творчестве. У некоторых педагогов потом были неприятности из-за того, что студенты писали всё слишком откровенно. Есть вещи, о которых писать нельзя. Личная жизнь, доносы и всё такое прочее. У нас это не допускалось. [...] Зон говорил, что ради сцены стоит испортить себе жизнь. А я рассуждаю в дневнике: Мне кажется, лучше бы не портить её, даже ради сцены. Неужели обязательно такое? Комментарий Зона: Милый! Вы ничего не поняли! И я ведь только к пятидесяти годам понял, что портить-то жизнь ради сцены надо! Иначе ничего не получится.
Львов: Интересно, в дневниках возникает такой эпистолярный диалог учителя с учеником. Человек не жалел времени, и мозгов, и чувств, для того чтобы с каждым учеником таким образом общаться. Трепетно, интимно.
Мозговой: Сейчас интересно, перечитав свои записи, вспоминать первые занятия.
Беседа с Леонидом Мозговым, в Сб.: Школа Бориса Зона. Уроки актёрского мастерства и режиссуры / Сост. В. Львов, СПб, Мастерская СЕАНС, 2011 г., с. 14-15.