«… деятели твёрдой культуры (будь то Салахов или Пономарёв - центр или Назаренко и Нестерова - окраина) знают одни и те же правила. Одни выполняют их с мрачной, давящей, паровозной физиономией, другие как бы не выполняют, но играют в ту же игру.
Маргинал в эту игру не играет.
Хотя среди них есть такие, которые хотели бы переступить границу. Со временем их принимают за ограду, но только тогда, когда они усваивают неписаные правила твердой культуры (потому она и культура, что её правила неписаные, их как бы одни откуда-то знают, другие - нет).
Принадлежность к неофициальному миру не есть произвол: хочу - так нарисую, хочу - иначе. Это есть результат внутреннего выбора, проявление скрытых стремлений, но которые объективно существуют, оставаясь долгое время непроявленными. Это некие нервюры, симпатичные линии, которые требовали проявки. В этом смысле они как бы неизбежны, а не произвольны. Это ветки невидимого куста, который существует и которому каждый персонаж должен дать своё лицо, одежду и имя.
Попытаюсь назвать «ветви» этого куста, направления, которые проявились в 60-е годы.
Первая мощная ветвь - это ветвь социального протеста, художественная деятельность, осознающая себя как призванная выразить социальный негативизм, социальное несогласие в художественной форме, хотя у некоторых художников это сочеталось и с формами поведения.
Вторая ветвь - регенерирующая. Это попытка восстановить разрезанный, искусственно пресечённый генетический код идущий к нашим дням от местной истории, русской (от бубновалетцев в основном и от пресечённого в 40-е годы их продолжения, хотя оно объявлялось несуществующим и в 30-е годы).
Третья ветвь - попытка включения местной художественной жизни в мировую художественную жизнь, сегодня (то есть в 60-е годы) существующую за чертой нашей запечатанной страны. Эта ветвь дала очень много побегов, почек, а может быть, и странных плодов.
Четвёртая ветвь - попытка включения искусства в религиозные, иррациональные, вообще метафизические уровни, поиски онтологии искусства, которое имеет корни не в самом себе, а где-то на иной, большей глубине.
Пятая ветвь - гипертрофированный интерес к собственной акции, своему индивидуальному художественному поступку, то есть крайнее экзистенциальное движение (кстати, термин, уже потерявший актуальность, а тогда в 60-е он только ещё входил в моду).
Шестое направление - поиски современного «советского» художественного языка, полностью и целиком построенного на местном языке, будь то язык идеологии или бытовой язык. Эти поиски развились и дали результаты в начале 70-х годов, но первые попытки были сделаны раньше, хотя и небольшие.
И ещё одно направление - попытка выявления и рассмотрения культурной метафизики.
Исследование мирового искусства как предмета собственной автономной эволюции. То есть, берутся крупные понятия художественной истории: маньеризм, сюрреализм, и идет анализ, исследование их внутренних связей, взаимодействий, в отличие от онтологической метафизики, где культуру вообще не имеют в виду...».
Кабаков И., 60-70-е… Записки о неофициальной жизни в Москве, М., «Новое литературное обозрение», 2008 г., с. 184-186.