Эффект неудовлетворенности творчеством и борьба с ним по А.И. Зеличенко

«Отождествлённость автора со своим творчеством приводит к тому, что негативизм по отношению к произведению распространяется и на себя, формируя негативное самоотношение. Как и при очистке от других шлаков, негативизм по отношению к себе необходимо преодолеть безусловным самопринятием.

Возможность оценить сделанное появляется только после окончания работы. (Тезис, увы, методически ошибочен – оценка промежуточных результатов - классика технологии управления проектами - Прим. И.Л. Викентьева).

Если автору удаётся разотождествиться со своим произведением, то его оценка произведения (даже негативная) не затрагивает самооценку. Но так как творческий процесс не кончается никогда: окончание работы над произведением - это перерыв, а не завершение процесса, - без специальных усилий разотождествление невозможно.

Функции неудовлетворённости творчеством.

Как и другие шлаки, неудовлетворённость творчеством выполняет и «позитивные» функции. Главная из них в том, что неудовлетворённость может мотивировать работу по самосовершенствованию.

Пути преодоления неудовлетворённости.

Есть две стратегии преодоления неудовлетворенности творчеством.

Первая - изменить отношение к творчеству. Вторая - научиться создавать «хорошие» произведения.

Возможностей для изменения отношения несколько. Одна состоит в принципиальном отказе от оценочного отношения к творчеству. Для этого надо научиться, задавая вопрос «хорошо это или плохо?», сознательно отказываться отвечать на него.

Однако безоценочное отношение («Моё дело - работать, а там - время покажет») наряду с очевидным «психогигиеническим» плюсом - прекращением «самоедства» и оглядыванием на то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна», - чревато отказом от сознательного стремления к самосовершенствованию.

Другие возможности изменения отношения связаны с изменением оценок.

Общее «плохо» складывается из множества частных плохих оценок по кажущимся важными критериям.

Первая возможность для пересмотра оценки состоит в ревизии самих оценочных критериев. Результат такой ревизии может состоять в отказе от критериев, которые не выдержали переоценки. Часто основанием для отказа становится осознание противоречивости критериев - невозможности соответствовать одним критериям, не снижая оценок по другим. Использование противоречивых критериев приводит к двойственности оценок - положительные оценки по одним критериям сосуществуют с отрицательными оценками по другим. Одним понравилось, другим не понравилось, для кого-то оказалось полезным, для кого-то - нет и т.д. Двойственность создает почву, с одной стороны, для неудовлетворенности. Но с другой - для оптимизма. Наличие положительных оценок означает, что не всё так плохо и причин для безусловного самоотрицания нет.

Этот оптимизм можно укрепить, если включить в число критериев новые (и весьма значимые), положительные оценки по которым гарантированы самой природой этих критериев (Этот тезис, увы, также методически ошибочен – в эпоху Internet, при наличии интеллектуальной конкуренции, практически почти любому автору – рано или поздно – придётся столкнуться с «произведениями-конкурентами» - Прим. И.Л. Викентьева).

Вторая возможность состоит в том, чтобы, не подвергая сомнениям сами используемые критерии, усомниться в правильности отрицательных оценок по этим критериям».

Зеличенко А.И., Кризисы опустошённости. Психотехника, в Сб.: Судьба и воля: психология свободы, Минск, «Харвест»; М., «Аст», 2000 г., с. 483-484.

Викентьев И.Л., Методика оценки методик

Викентьев И.Л., 40 типовых ошибок при создании новых тренинговых и консалтинговых продуктов