Западный тип рациональности по Максу Веберу

«Только на Западе существует «наука» на той стадии развития, «значимость» которой мы признаем в настоящее время.

Эмпирические знания, размышления о проблемах жизни и мироздания, философская, а также глубокая теологическая мудрость жизни, познание и наблюдения поразительной тонкости - всё это существовало и в других странах, прежде всего в Индии, Китае, Вавилоне и Египте (хотя полное развитие систематической теологии связано с христианством, находившимся под влиянием эллинизма, подступы к ней обнаруживаются в исламе и в ряде индийских сект).

Однако ни вавилонская, ни какая-либо иная культура не знали математического обоснования астрономии, его дали лишь эллины (что делает, в частности, развитие вавилонской астрономии ещё более поразительным).

В индийской геометрии отсутствовало рациональное «доказательство» - оно также является продуктом эллинского духа, как, впрочем, и механика, и физика.

Естественные науки в Индии, чрезвычайно развитые с точки зрения эмпирического знания, не знают ни рационального эксперимента (начатки его относятся к античности, а полное развитие - к эпохе Возрождения), ни современных лабораторий, поэтому в высокоразвитой по своим эмпирическим наблюдениям и техническим методам медицине Индии отсутствует биологическая и, прежде всего, биохимическая основа.

Ни одна культура, кроме западной, не знает рациональной химии.

Высокоразвитая китайская историография не знает прагматизма, укоренившегося на Западе со времен Фукидида. У Макиавелли есть предшественники в Индии. Однако ни в одном учении о государстве, возникшем в странах Азии, нет ни систематики, подобной Аристотелевой, ни рациональных понятий вообще.

Несмотря на всё то, что сделано в области права в Индии (школа Миманса), несмотря на ряд обширных кодификаций, созданных преимущественно в Передней Азии, и на появившиеся в Индии и других странах сборники права, здесь нет того, что позволило бы говорить о рациональной теории права, нет строго юридических схем и форм юридического мышления, присущих римскому и сложившемуся на его основе западному праву. Феномен, подобный каноническому праву, - также порождение Запада.

Аналогично обстоит дело и в области искусства. Музыкальный слух у других народов был скорее тоньше, чем у современных народов Запада, и уж во всяком случае не менее тонким. Полифония различных типов была широко распространена во всём мире, сочетание ряда инструментов, ведение мелодической линии мы находим повсюду. Все наши рационально вычисленные интервалы известны были и за пределами Запада.

Однако рациональная гармоническая музыка - как контрапункт, так и аккордово-гармоническая фактура - оформление звукового материала на основе трех главных трезвучий и гармонической терции, наш хроматизм и энгармонизм, которые со времен Возрождения получили (вместо прежнего толкования в пространственных представлениях) своё гармоническое рациональное обоснование, оркестр с его струнным квартетом в качестве главного стержня и с организацией группы духовых инструментов,  генерал-бас, нотное письмо, введение которого и сделало, собственно говоря, возможными композицию и заучивание современных музыкальных произведений, то есть вообще их существование во времени; сонаты, симфонии, оперы (хотя программная музыка, тембровая окраска звука, звуковая альтерация и хроматизм как выразительные средства музыки были известны многим народам) и необходимые для их исполнения инструменты: орган, фортепиано, скрипка - всё это существовало только на Западе.

Стрельчатая арка как декоративный элемент была известна разным народам Азии и народам античного мира; небезызвестен был, вероятно, на Востоке и стрельчатый крестовый свод. Однако рациональное использование готического свода как средства распределения тяжестей и перекрытия любых пространственных форм - прежде всего в качестве конструктивного принципа монументальных строений, как основы стиля, включающего в себя в виде декоративного элемента скульптуру и живопись, стиля, который был создан в средние века, не встречается нигде, кроме Запада.

Не известны вне Запада и то решение проблемы купола (хотя технические основы его и заимствованы у народов Востока), и тот вид «классической» рационализации искусства в целом - в живописи посредством рационального использования линейной и воздушной перспективы, -  которые были созданы у нас Возрождением.

Книгопечатание существовало в Китае. Однако печатная литература, то есть литература, рассчитанная только на печать, возможная только с момента появления печатного станка, прежде всего «пресса», периодика, возникла только на Западе. Всевозможные высшие учебные заведения, в том числе и такие, которые формально напоминают наши университеты и академии, существовали у разных народов (Китай, страны ислама).

Однако лишь Западу известны рациональная и систематическая, то есть профессиональная и научная деятельность, специалисты-ученые в том специфическом современном смысле, который предполагает их господствующее в данной культуре положение, прежде всего в качестве специалистов-чиновников - опоры современного западного государства и современной западной экономики.

В других культурах обнаруживаются лишь начатки этого явления, но нигде не обрело оно столь конструктивного для социального устройства значения, как на Западе. Конечно, «чиновник», даже специализировавшийся в определённой области, издавна известен различным культурам. Однако полной зависимости всей жизни, всех её политических предпосылок от организации профессионально подготовленных чиновников, подчинения всего человеческого существования технически, коммерчески и прежде всего юридически образованным чиновникам, которые являются носителями основных повседневных функций социальной жизни, никогда не было ни в одной стране, кроме современного Запада.

Организация политических и социальных групп в сословия была широко распространена. Однако уже сословное государство -  rex et regnum в западном понимании известно только Западу. И наконец, парламенты с их периодически избираемыми «народными представителями», с их демагогией и господством партийных лидеров в качестве ответственных перед парламентом «министров» возникли на Западе, хотя «партии» как организации, направленные на захват политической власти и общественно-политического влияния, безусловно, были известны во всем мире.

Вообще «государство» как политический институт с рационально разработанной «конституцией», рационально разработанным правом и ориентированным на рационально сформулированные правила, на «законы» управлением чиновников-специалистов известны только Западу, в данной существенной для него комбинации решающих признаков, хотя начатки всего этого были и в других культурах».

Макс Вебер, Предварительные замечания / Избранное: протестантская этика и дух капитализма, М., СПб, «Центр гуманитарных инициатив», 2013 г., с. 7-9.

 

Декларативные и процедурные знания по И.Л. Викентьеву