Disneyland (Диснейленд) Уолта Диснея

Американский парк развлечений в Калифорнии, открытый в 1955 году.

Согласно легенде, идея парка родилась у Уолта Диснея, когда он вместе с дочерьми посещал различные парки развлечений в 1930-1940-х годах...

«Уже документально подтверждено, что Дисней был добровольным осведомителем ФБР, сотрудничал с комиссией по расследованию антиамериканской деятельности, а во всех своих неудачах винил евреев, негров и коммунистов. Но многое ему простили за одержимость любимым делом, за умение по-детски мечтать и экспериментировать, идти на риск не ради денег, а чтобы принести несколько минут радости и веселья миллионам. Дисней, который и в 55 лет с удовольствием гонял паровозики по детской железной дороге, жил в воображаемом мире сказки. Устав от киноиндустрии, он решил подарить детям реальную сказочную страну. В этом замысле проявились присущие ему прекрасные человеческие качества - умение любить и быть преданным семье и детям. Банкиры, представители совета директоров компании и даже брат Рой отказали Диснею в поддержке, и он поставил на карту всё, что имел, и даже заложил собственный дом. Но чтобы построить целую «страну», этого оказалось мало. И тогда Дисней, первый из представителей Голливуда, заключил контракт с телекомпанией Эй-би-си на производство еженедельной передачи «Диснейленд», а также на выпуск многосерийных телефильмов, тем самым изыскав необходимые средства и определив дальнейший путь сосуществования «фабрики грёз» и телевидения.

Все американцы были втянуты в «строительство сказочного городка и с нетерпением ожидали его открытия. Здесь всё было рассчитано на развлечение всей семьёй. 17 июля 1955 г. в 40 км от Лос-Анджелеса, на площади в 70 га принял своих первых посетителей Диснейленд, который кто-то очень удачно назвал «грандиозным и волнующим реваншем детства». С тех пор парк, создание которого обошлось в 17 млн. долларов, ежегодно посещает около 10 млн. посетителей, приносящих 22 млн. долларов прибыли».

500 знаменитых людей планеты / Автор-составитель В. Скляренко, Харьков, «Фолио», 2005 г., с. 264-265.

 

«Дисней обратился в Исследовательский институт Стэнфорда, попросив придать проекту законченность, отобрать окончательный участок под строительство и провести исследование рынка по данному вопросу. Всё это Уолт собирался представить на совет директоров студии, чтобы получить их одобрение. Замысел был с порога отвергнут. Тогда Дисней немедленно учредил новую компанию, которую назвал своими инициалами WED (Walt Elias Disney) и начал искать источники финансирования парка. Дело было в 1951 году. В 1953 году институт Стэнфорда завершил глубокий анализ проблемы с привлечением экспертов по паркам развлечений из Чикаго. Диснейландия (первоначальное название парка) представляла собой Главную улицу, которая шла через страну Фантазии, страну Завтрашнего дня, страну Приключений и страну Дикого Запада.

Рассмотрев проект, эксперты Стэнфорда посоветовали братьям Дисней отказаться от него.

Их доводы основывались на том, что в проекте предлагались совершенно новые, нигде ранее не опробованные идеи. Эксперты прибегли к типично бюрократическому способу мышления, указав, что принципы работы Диснейленда диаметрально противоположны всем экономическим и функциональным принципам работы подобных предприятий. С психологической точки зрения на экспертов давили их представления, оттого специалисты и предрекали банкротство парка. Они были слишком далеки от всего нового и новаторского. В числе прочих возражений встречались и такие:

1. В парке недостаточно места для аттракционов.
2. Слишком много областей убыточных (например, бесплатное костюмированное представление с участием знаменитых персонажей), которые не приносят прибыли.
3. Постройка и эксплуатация новомодных аттракционов типа «Космической горы» чрезвычайно дорогостоящи.
4. Круглогодичная эксплуатация парка невозможна.
5. Невозможно взимать деньги только лишь за вход, потребуется громоздкое место для стоянки, будет слишком много посетителей».

Джин Ландрам, Четырнадцать гениев, которые ломали правила, «Феникс», Ростов-на-Дону, 1997 г., с. 544-545.

 

«Хотя на Кони-Айленд ездили и с детьми, это было место для детей и взрослых раздельно.

Великое новаторство Диснея и его команды заключалось в том, чтобы сделать Место, систему Мест, где взрослые и дети могли бы переживать совместное приключение за счёт того, что взрослые могли здесь проявить глубоко запрятанную в них детскость. Новаторство было и в том, что Дисней первым догадался преобразовать россыпь аттракционов в сценарную систему переживания, растянутого во времени и в пространстве.

Для того чтобы такая система возникла, понадобилась команда «инженеров воображения» - имаджинеров, как назвал их Уолт Дисней. Джон Хенч достаточно быстро занял в этой команде позицию «главного имаджинера». У него к этому были все основания: именно Хенч был автором знаменитой диснеевской «Фантазии», где каждая серия изображений должна была с максимальной точностью следовать самому абстрактному из возможных сценариев - последовательности музыкальных пьес».

Глазычев В.Л., «Дисней»: опыт дизайн-политики, в Сб.: Продюсирование городов и культурный туризм / Сост. В.А. Бабков, М., «Арт-менеджер», 2011 г., с. 97.

 

«Ключом к построению Диснейлендов стала продуманная лёгкость переходов от очередного аттракциона к магазину и ресторану или кафе. В этом цветовой палитре и цветовому сценарию исходно отводилась существенная роль и, скажем, в Путешествии Пиноккио перемещение из подвала в игрушечную мастерскую его создателя Джепетто, а оттуда - в ресторанчик, сцеплено охристо-коричневой гаммой, подкрепленной теплыми оттенками, характерными для традиционной итальянской игрушки.

Вершиной профессионального успеха дизайнеров Диснейлендов следует счесть не только силу иллюзии, которую им удалось достичь - заставить, скажем, посетителей парка в Калифорнии почти верить в то, что они съезжают с горы среди альпийских снегов, это значительно сложнее, чем добиться иллюзорности в театре или в кино. В театре художнику приходит на помощь выключённость зала из внешней среды и удалённость кулис, в кино - двойная дистанцированность экранного события, тогда как в тематическом парке необходима иллюзорность почти на расстоянии вытянутой руки. Наверное, предел мастерства достигнут в том, что двумерные персонажи давно знакомых мультипликационных фильмов удалось переселить в «живое» пространство парка. Как говорит об этом Джон Хенч, «при проектировании каждой из фигур, разгуливающих по парку, нам требовалось найти то выражение физиономии и позы, те особенности позиции для тела, рук и ног, что позволят персонажу максимально проявить симпатичные стороны его характера и убедительным образом вступать в контакт как с гостями, так и с другими оживлёнными нами персонажами».

Дизайн-политика Диснея не была бы реализована в полноте, если бы она не сумела отчасти охватить и мир отеля, ведь многие семьи прибывают в Диснейленды на несколько дней, чтобы враз охватить все их чудеса. Так, в номерах гостиницы под самым потолком по стене протянут «звёздной пылью» шлейф, оставленный в полёте эльфом из знакомого всем фильма и, по свидетельству многих взрослых постояльцев, их дети просят пораньше улечься в постель, чтобы при выключенном свете погрузиться в мир грёз».

Глазычев В.Л., «Дисней»: опыт дизайн-политики, в Сб.: Продюсирование городов и культурный туризм / Сост. В.А. Бабков, М., «Арт-менеджер», 2011 г.,с. 99-100.