Неверное научное допущение – не учет изменения условий по Альфреду Уайтхеду

«Если сравнить технологический уровень цивилизаций к западу от Месопотамии, достигнутый ими к концу I столетия новой эры, то есть в кульминационную эпоху Римской империи, и к концу XIV века - последнему рубежу средневековья - мы не увидим практически никакого прогресса. Было достигнуто некоторое улучшение в производстве металлов, появились первые часовые механизмы, в конце этого периода появился порох - открытие, которому суждено было оказать огромное влияние на всю будущую историю человечества, отмечалось некоторое улучшение в навигации, что также имело далекие последствия для цивилизации.

Если сравнить XIV и XVII столетия, мы увидим значительный прогресс: широкое применение пороха, книгопечатание, навигация, развитая система коммерции. Но ещё и в XVIII веке жизнь была во многом похожей на жизнь Древнего Рима, недаром в это время латинская литература так живо воспринималась современниками.

Но уже за 50 лет, с 1780 по 1830 г., число технологических новшеств стремительно увеличилось и резко изменило практическую жизнь общества. Начался век пара и машин. Всего за два поколения, с 1830 по 1890 г., было достигнуто исключительное единство технологических принципов, которые стали определять структуру - общества и направления предпринимательской деятельности.

Из всего этого следует один важный вывод. Наши социальные теории, наша политическая философия, практические принципы предпринимательства, политическая экономия, доктрины образования следуют нерушимой традиции, начало которой положено великими мыслителями и практиками со времён Платона до конца предыдущего столетия. В основе этой традиции лежит неверное допущение о том, что каждое последующее поколение людей будет жить в тех же условиях, которым была подчинена жизнь их отцов, и те же условия сохранят свою силу и для их детей. Мы живём в первый период истории, когда это допущение обнаруживает свою ложность.

Конечно, и в прошлом были великие катастрофы: например, эпидемии, наводнения, нашествия варваров. Но в целом, если не считать этих катастроф, условия цивилизованной жизни оставались постоянными и всем известными. Эта посылка лежит в основе политической экономии, которая упрощённо подходит к проблеме человеческой природы. Она же выступает и как основа наших представлений о том, каким должен быть подлинно деловой человек, овладевший техникой и не заглядывающий за горизонт, обусловленный его контрактами. Она окрашивает нашу политическую философию и теорию воспитания беспредельным доверием к прошлому опыту. Понятие повторения, круговорота преобладает в наследии прошлого и продолжает сохраняться и в наше время, принимая различные формы, даже когда ошибочность его применения уже стала вполне очевидной. Дело в том, что в прошлом для заметных изменений в обществе требовалось время значительно большее, чем срок той или иной человеческой жизни. Поэтому человечество и привыкло адаптироваться к неизменным условиям жизни.

В наши дни это время стало значительно короче человеческой жизни, соответственно мы должны готовить человека к встрече с новыми условиями его существования».

Альфред Уайтхед, Приключения идей / Избранные работы по философии, М., «Прогресс», 1990 г., с.489-490.