Выявленные приёмы, инварианты, эвристики, статагеммы решения творческих задач…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Выявленные приёмы, инварианты, эвристики, статагеммы решения творческих задач…
Категории / Картины мираПредельные категории, различные картины (модели) мира
X
Альфред Уайтхед издал книгу: The Concept of Nature, которая содержит базовые идеи его философской системы.
«Проблема преодоления границ между отдельными науками - центральная для Уайтхеда. Он предлагает своё понимание отношений между первичными и вторичными качествами, рассматривая их как разные виды знания, а не как знание и его причину. Знание не должно «удваивать» природу. Поэтому необходимо осмыслить природу как систему взаимосвязанных вещей. Процессуальность и взаимосвязанность в природе становятся главными предметами изучения в рамках системы Уайтхеда. Бытие вещей в форме процесса, процесс как онтологическая характеристика - вот что, прежде всего. интересует Уайтхеда.
В этой работе Уайтхед описывает три класса отношений в природе:
1) Отношения протяжённости: сама протяжённость, длительность, события. События являются полем двучленного отношения протяжённости.
2) Схождение - это отношения воспринимающего события, находящегося «здесь», к длительности, протекающей «теперь».
3) Вхождение представляет собой изменчивость события, вносимую в него объектом. «Способ, посредством которого качество события определяется бытием объекта».
Следующий фрагмент можно назвать «постулатом Уайтхеда» о взаимной обусловленности события и объекта. «Событие таково, каково оно есть, благодаря тому, что объект таков, каков он есть, а объекты являются тем, чем они являются, потому, что события таковы, каковы они есть».
Иными словами, для Уайтхеда основной характеристикой бытия является различение между объектом и событием. Но, поскольку объект помещен в событиях, нельзя говорить о расколе бытия на две части - объекты и события. Первые, по Уайтхеду, не имеют определённой локализации, хотя сами события такой локализацией обладают. Вторые не могут быть опознаны, так как каждое событие уникально. Знание может относиться только к сфере объектов. Область событий - это текучий и преходящий мир, область объектов - мир неизменный и всеобщий. Именно так Уайтхед пытается построить аналог модели Платона без использования дуалистического подхода.
«Мир Гераклита» - совокупность событий; «мир Парменида» - система объектов.
События связаны с количественной стороной процесса, объекты отражают качественную сторону.
Поскольку объект есть целостная система своих возможных изменений, он представляет собой качество как таковое. Система объектов иерархизированна.
Высшим типом в иерархии являются «научные объекты». Они не обладают пространственно-временными характеристиками. Уайтхед вводит в рассмотрение метод так называемой экстенсивной абстракции. В соответствии с этим методом фактическая грань научного знания содержится в событиях, в них она наблюдается, но распознаётся только в объектах. Объект, выделяемый в экстенсивной абстракции, представляет собой абстрактное множество, а «нет события, которое являлось бы частью всех членов множества»».
Скворчевский К.А., «Негромкая метафизика» математика А.Н. Уайтхеда, в Сб.: Философия науки в историческом контексте. Сборник статей в честь 85-летия Н.Ф. Овчинникова, СПб, «Издательство Русского Христианского гуманитарного института», 2003 г., с. 193-195.