Психологическая теория и методика Пола Экмана

Американец Силван Томкинс в годы «… своей работы над докторской диссертацией в Гарварде, он работал судьей на скачках для одного из беговых синдикатов, причем столь успешно, что жил в роскошном особняке на манхэттенском Ист-Сайде. На ипподроме, где он часами следил за лошадьми в бинокль, его называли «профессором». «У него была система прогнозирования результатов забега. Он оценивал шансы скакуна исходя из того, какие лошади бежали по обе стороны от него, точнее, на основе их эмоциональных взаимоотношений», - вспоминает Экман. Если, например, жеребец проиграл кобыле в первом или втором забеге, а к воротам идёт рядом с кобылой, его карьера кончена. (Или что-то в этом роде, досконально этого не знал никто.)

Силван Томкинс полагал, что на лицах (и даже на лошадиных мордах) отражаются признаки внутренних эмоций и мотивов. Рассказывали, что он мог зайти на почту, подойти к плакатам с фотографиями разыскиваемых и, всего лишь взглянув на них, сказать, какие преступления совершили скрывавшиеся люди. «Он смотрел шоу То Tell the Truth («По правде говоря») и всегда безошибочно определял, кто из участников лжёт, - вспоминает его сын Марк. - Однажды он даже написал продюсеру, что всё это слишком просто, и тот пригласил отца в Нью-Йорк, чтобы он всё это объяснил за сценой». Вирджиния Демос, преподаватель психологии в Гарварде, вспоминает свои долгие беседы с Томкинсом во время Национального съезда Демократической партии в 1988 году. «Если звонили по телефону, он приглушал звук телевизора, но продолжал следить за дебатами политиков. Скажем, Джесси Джексон дискутировал с Майклом Дукакисом. Томкинс смотрел на их лица и делал прогнозы. Это впечатляло».

Пол Экман впервые встретился с Томкинсом в начале 1960-х годов. Пол был тогда молодым психологом, только что окончившим аспирантуру. Его очень интересовало чтение по лицам. Он пытался понять, существуют ли чёткие правила, управляющие мимикой человека. Силван Томкинс полагал, что да, но большинство психологов утверждали, что нет.

Согласно общепринятым представлениям того времени, выражение лица определяется общей культурой: мы управляем нашей мимикой в соответствии с приобретенными социальными навыками. Пол Экман не знал, какая из этих точек зрения верна, поэтому в поисках ответа отправился в Японию, Бразилию и Аргентину (даже посетил изолированные племена на Дальнем Востоке), взяв с собой фотографии мужчин и женщин с разными выражениями лиц. К его изумлению, в любой стране опрашиваемые совершенно одинаково толковали лица на фотографиях. Экман понял, что Томкинс прав.

Вскоре после этого Силван Томкинс посетил лабораторию Экмана в Сан-Франциско. Экман обнаружил десятки тысяч метров киноплёнки, отснятой вирусологом Карлтоном Гайдусеком в отдаленных районах джунглей Папуа - Новой Гвинеи. Среди прочих были сняты люди племени саут-фор, миролюбивые и дружелюбные, и представители кукукуку, агрессивного и жестокого племени с гомосексуальным ритуалом - мальчиков доподросткового возраста принуждали ублажать взрослых мужчин-соплеменников. В течение шести месяцев Пол Экман и его помощник Уоллес Фризен отбирали кадры, вырезая лишние сцены и оставляя только крупные планы лиц, чтобы сравнить мимику представителей обеих групп.

Пока Экман настраивал кинопроектор, Томкинс сидел в конце комнаты. Ему ничего не сказали о характере племён; весь контекст был удален. Томкинс внимательно смотрел на экран. В конце фильма он подошёл к экрану и показал на лица людей из племени саут-фор. «Это милые, мягкосердечные люди, очень терпимые и миролюбивые, - сказал он. Потом показал на лица людей из племени кукукуку. - Вторая группа жестока, и есть много признаков, указывающих на гомосексуальные наклонности».

Даже сегодня, треть века спустя, Экман не может понять, как Томкинс сделал это. «Бог мой! Я чётко помню, как я тогда сказал: «Силван, как ты вообще это делаешь?» - вспоминает Экман. - И он подошёл к экрану и, когда мы прокручивали фильм задом наперёд в замедленном действии, показывал нам особые желваки и морщины на лицах, которые позволили ему прийти к этому суждению. Вот тогда я понял - мне надо «распаковать» лицо. Это золотые копи знаний, которые раньше никто не замечал. Томкинс умел читать лица, и если я сумею научиться этому, то, возможно, сумеют и все остальные».

Экман и Фризен решили создать таксономию выражений лица. Они пролистали медицинские книги, в которых описываются мышцы лица, и определили каждое отдельное мышечное движение на лице. Они насчитали сорок три таких движения - Пол Экман и Уоллес Фризен назвали их единицами действия. Потом они взялись за практические занятия: сутки напролёт сидели друг напротив друга, воспроизводя по очереди каждую единицу действия. Сначала они мысленно обнаруживали нужную мышцу, сосредоточивались на том, чтобы её выделить, и при этом внимательно наблюдали друг за другом, следили за своими мимическими движениями в зеркале, записывая, как рисунок линий на лице меняется с каждым движением мышц, фиксируя эти движения на видеопленку. В нескольких случаях, когда у них не получалось воспроизвести какое-либо выражение лица, они шли на анатомический факультет Калифорнийского университета в Сан-Франциско, и их знакомый хирург колол иголкой или воздействовал электричеством на упрямую мышцу. «Это было ужасно неприятно», - вспоминает Экман.

Когда все единицы действия были освоены, Экман и Фризен начали воспроизводить их в сочетаниях. Весь процесс изучения и практики занял семь лет. «Существует триста комбинаций движений двух мышц, - говорит Экман. - Если добавить третью мышцу, у вас будет более четырёх тысяч комбинаций. Мы довели исследования до пяти мышц, что означает более десяти тысяч выражений лица». Большинство из этого множества выражений, разумеется, ничего не означает, что-то вроде бессмысленных гримас ребёнка. Но, прорабатывая каждое сочетание единиц действия, Экман и Фризен выделили примерно три тысячи имеющих значение и в результате создали каталог основных выражений человеческого лица (См.: Paul Ekman, Walace V. Friesen, Facial Action Coding System, рart 1 and 2, 1978 – Прим. И.Л. Викентьева).

Полу Экману сейчас за шестьдесят. […] На стене, за его спиной, фотографии двух его любимых героев - Томкинса и Дарвина. «Кто угодно может воспроизвести единицу действия номер четыре, - сказал он и нахмурил брови, используя мышцы надпереносья и бровей. - Почти каждый может воспроизвести единицу действия номер девять. -  Он сморщил нос с помощью мышцы верхней губы и крыльев носа. - Все могут показать пятый номер», - он сократил мышцу верхнего века, приподняв его.

 

Продолжение »