Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
Неравномерность развития систем…Скорости развития систем, их элементов и окружения, как правило, различны
X
Различные эффекты, связанные с шаблонностью (инерцией) мышления человека…
Неравномерность развития систем…Скорости развития систем, их элементов и окружения, как правило, различны
X
Г.С. Альтшуллер, изучая образцы передовой техники заметил, что в силу инерции мышления, часто форма новых машин отстаёт от уровня заложенных в них изобретений:
«Первое паровое судно, построенное в конце XVIII века американским изобретателем Фитчем, приводилось в движение... веслами […].
Гребцы были заменены паровым двигателем, в остальном старая форма корабля не изменилась. Первый автомобиль в точности повторял форму обычной кареты […].
Первые электродвигатели, созданные в середине прошлого века, в точности воспроизводили по форме паровую машину […]. Цилиндр в них был заменён пустотелой электромагнитной катушкой, а поршень - металлическим стержнем. Когда по обмотке машины пробегал электрический ток, стержень втягивался в катушку. При переключении тока стержень возвращался обратно. Возвратно-поступательное движение преобразовывалось во вращательное при помощи коромысла, подобного балансиру паровой машины. Лишь впоследствии были созданы электродвигатели с вращающимся ротором, и сразу отпала надобность в громоздком кривошипно-шатунном механизме.
Старая форма первоначально господствует и во многих современных машинах. Одна из первых углепогрузочных машин […] имела две металлические «руки», напоминающие руки человека. Позднее рабочему органу придали иную, более целесообразную форму. […]
«Отставание» формы отнюдь не является фатальной закономерностью. Всегда есть возможность непосредственно за изменением сущности машины изменить и её форму. […]
В своё время Дарвин установил закон соотношения роста: изменение отдельных частей органического существа всегда связано с изменением других его частей. Точно так же обстоит дело и в технике. Была, например, система «лошадь + прицепной плуг». Между тем трактор способен быть не только источником тяговой силы; он обладает достаточной устойчивостью, чтобы противостоять силам веса и нагрузкам, действующим со стороны плуга. Возникла мысль соответственно упростить плуг, убрать у него колеса. Появилась система «трактор + навесной плуг».
Альтшуллер Г.С., Как научится изобретать, Тамбов, «Тамбовское книжное издательство», 1961 г., с. 83-87.