Критика технического прогресса Жан-Жаком Руссо

«Защита гуманитарных начал в технике более интенсивно и настойчиво, чем технического, инженерного начала, выходит на передний план в романтическом движении. Жан-Жак Руссо, например, в «Рассуждении о науках и искусствах» (1750) критикует идею просветителей о том, будто научный и технический прогресс автоматически способствуют культурному развитию общества, соединяя материальное благосостояние с добродетелью. Согласно Руссо, «не только наши души растлевают по мере того, как развиваются науки и искусство», но, наоборот, «науки и искусства обязаны своим рождением нашим порокам».

Причём под пороками Руссо подразумевал эгоизм и страх, несомненно имея здесь в виду сюжет «Басни о пчёлах» Бернарда Мандевиля (1714), где доказывается, что частные пороки (просвещённый эгоизм) действительно могут вести к всеобщему благоденствию (материальное благополучие и власть). «Политики древности постоянно рассуждали о морали и добродетели, - говорит Руссо, - наши же современники постоянно толкуют только о торговле и деньгах».

Романтики пытались утверждать значимость таких форм человеческой деятельности, которые, по их мнению, способны преодолеть подобную ограниченность. Романтиков вдохновляли идея автономности человеческой личности независимо от структуры цивилизации и представление о возможности существования определенной витальной способности человеческого духа (для более ранних романтиков она сводилась к способности воображения), позволяющая человеку постигать более глубокие истины относительно реальности, чем это доступно рассудочному интеллекту.

Последовавшая за этим романтическая критика технического прогресса Нового времени, притупляющего и подавляющего существенные элементы человеческой жизни, стала богатой и разнообразной традицией. В первой половине XX века экзистенциалисты и близкие к ним философы, такие, как Анри Бергсон (1859-1941), Карл Ясперс (1883-1969) и Габриэль Марсель (1889-1973), использовали концептуальный аппарат философии жизни для того, чтобы показать проблематические аспекты современного технологического общества».

Карл Митчем, Что такое философия техники? М., «Аспект Пресс», 1995 г., с. 29.

 

Замечу, что ряд упоминаемых авторов, когда они высказывались о тенденциях развития техники, не очень понимали, что они пишут…