Культурные консервы по Якобу Морено

«Культурные консервы» - конечный продукт творческого усилия, например, книга, пьеса, симфония. Морено много боролся с «культурными консервами», особенно в театре. Он считал, что «культурные консервы» являются препятствием для творчества, и мечтал заменить их новой альтернативой - спонтанным поведением. До какой степени это возможно, не так уж существенно: гораздо важнее думать о балансе, синтезе или диалектике спонтанного и устоявшегося, оформленного, завершенного. Во всяком случае, конец XX и начало нынешнего века дают немало поводов вновь задуматься о противоречии, впервые внятно описанном Морено».

Михайлова Е.Л., Вчера наступает внезапно. Психодрама и культура повседневности, М., «Класс», 2009 г., с. 279.

 

«Было бы недостаточно рассуждать об эфемерном творческом процессе и не учитывать его результат - продукты, «законсервированные» в физических, биологических и прочих законах. Их тоже Морено рассматривал привычным для себя способом, sub specie universi: «В состоящей из одной только спонтанности и креативности вселенной Создатель так бы и остался навсегда только Создателем, не наполнив вселенную, как мы знаем, телами и существами. Если бы Бог - Создатель, Дао, Брахман, высшая ценность, как бы мы ни называли принцип первопричины, -  решил не создавать «консервов», то универсальный процесс протекал бы иначе: как креативность без мира».

Однако мир существует; и даже человеческим творениям присуща определённая долговечность. Тому, что стихотворение или музыкальная композиция не исчезают раз и навсегда уже в момент своего возникновения, мы обязаны изобретению письменности и прочим «средствам консервации». «Законсервированные» продукты творческого акта характеризуют культуру и - что ещё существеннее - стимулируют спонтанность новых и новых поколений. Морено подчёркивает важность креативного круговорота, своеобразного «рециклического» процесса, в котором задействован продукт человеческой креативности - «культурные консервы». «В качестве конечного продукта творческого процесса сами по себе они не содержат уже ни спонтанности, ни креативности. Оживлённые новыми поколениями, они тем не менее способны всколыхнуть новых людей и побудить к собственной творческой деятельности»».

Грета Лейтц, Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 116-117.