«Невроз креативности может возникнуть в том случае, если, например, при достаточно уже развитом ролевом репертуаре и имеющихся в наличии реальных возможностях ролевая дистанция становится настолько большой, что жизненно важные роли уже не могут исполняться спонтанно.
При любом из таких неврозов расщепление между переживанием реальности и представлением, возникающее с появлением второй психической вселенной, может углубиться в дальнейшей жизни непомерным образом. Эта проблема выражена в сновидении профессионального теннисиста, который хочет сыграть матч, но не знает, с чего начать. Поскольку этот сон приснился ему после многолетнего психоаналитического лечения, он служит показанием к тому, чтобы дополнить данный метод, ориентированный главным образом на рефлексию, акциональным методом.
Рассматривая торможения спонтанности и неврозы креативности, Морено пишет: «Именно спонтанность порождает спонтанность, а не рефлексию по её поводу. Именно спонтанность порождает порядок, а не законы, которые сами являются артефактом спонтанного порядка. Именно она, спонтанность, усиливает креативность».
Тренинг спонтанности наряду с уже описанными «тестом спонтанности, ситуационными играми и пробами на реальность являются психодраматическими средствами терапии неврозов креативности».
Грета Лейтц, Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 322-323.