Деструктивная и конструктивная спонтанность по Якобу Морено

«Морено даёт следующее определение: конструктивная «спонтанность - это адекватная реакция на новые условия или новая реакция на старые условия».

Однако сама по себе спонтанность ещё не способствует творческому процессу. Без смысловых связей и связей с действительностью она нередко оказывает такое же деструктивное действие, что и спонтанный недифференцированный рост клеток раковой опухоли, который не подчиняется упорядочивающим принципам формирования организма. Соответственно столь же деструктивно спонтанность может отражаться на психическом, социальном и - о чём свидетельствуют экологические проблемы нашего времени - на экономическом уровне, если не учитываются её последствия для других живых существ.

Примером деструктивной спонтанности служат некоторые душевнобольные, зачастую располагающие высокой степенью спонтанности, но способные дать ей выход только в нерелевантных деструктивных вспышках агрессии или ином некреативном поведении. Также и детям ввиду отсутствия у них достаточных когнитивных способностей для установления значимых связей с действительностью, как правило, не удаётся креативно использовать свою высокую спонтанность.

Если человек подавляет свою спонтанность, на собственном опыте изведав её деструктивный потенциал, то это будет грозить ему оскудением и застоем всей его жизни и личности.

Следовательно, целью мореновской психотерапии не является ни простое высвобождение спонтанности, ни её подавление.

Её цель скорее состоит в том, чтобы высвободить человеческую спонтанность и вместе с тем разумно интегрировать её в целостную структуру жизнедеятельности человека. Блокированная спонтанность, как считает Морено, вызывает неврозы креативности, то есть приводит к пассивности; такой человек, несмотря на высокий интеллект и особые способности, которыми он может обладать, не способен ни проявить, ни задействовать их.

Высвобождение и одновременная интеграция спонтанности являются предпосылкой креативности. На человеческом уровне она выражается в творческой деятельности».

Грета Лейтц, Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я.Л. Морено, М., «Прогресс»; «Универс», 1994 г., с. 113-114.