Отставание социального осмысления от процесса создания новых разработок по Г.С. Альтшуллеру

Г.С. Альтшуллер имел веские основания считать, что после того, как творческая личность и её ученики «сделали дело», происходит:

«Появление отряда идеологов: политологов, философов, социологов, обществоведов, паразитирующих в области научных интересов творческой личности и школы. Против творческой личности и школы идеологи-борзописцы организуют травлю с политической окраской. […]   Арсенал идеологов обычно не балует разнообразием. Как правило, используется всего два простых (но очень эффективных) демагогических приёма:

1) поиск «Мичурина-Ломоносова» и пристёгивание к цитатам из него своих мыслей: основа здесь - задействование национально-патриотических чувств;

2) поиск цитат из классиков фундаментальной идеологии общества и пристёгивание к ним своих мыслей: здесь срабатывает незыблемость политических основ.

Небезынтересен общий - при использовании обоих приёмов - принцип: самостоятельное придумывание нужных «цитат» либо своевольное толкование в отрыве от контекста».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 319.

Как правило, идеологи не способны ни к конструктивной критике, ни к новым идеям…

Развитие искусственных систем, по мнению Г.С. Альтшуллера, обычно происходит снизу-вверх по ярусам:

Ярусы (системные уровни)

Обозначение внедрения на ярусах

Ярус-3: автомобильная цивилизация

в3

Ярус-2: автомобили (автотранспорт)

в2

Ярус-1: отдельные автомобили

в1

«Но здесь есть важная особенность: на всех ярусах возможно промежуточное внедрение - опубликование. Оно, правда, почти ничего не даёт в первом ярусе, но многое значит для идей второго яруса. А в третьем ярусе опубликование и есть реальное в3 (или начальная фаза реального в3).

Внедрение в3 преимущественно духовное, не материальное, в2 - духовно-материальное, в1 - материальное. Отсюда парадокс: в3 может быть достигнуто одним человеком (теория Максвелла, теория Эйнштейна, теория Циолковского); для достижения в1 обычно нужен коллектив, а для  достижения в2 - группа коллективов. […]   Здесь должен возникнуть упрёк: ах, Вы призываете к построению теорий (притом с социально-философским уклоном) - в ущерб практике, конкретным научно-техническим свершениям. Ничуть не в ущерб! Мы говорим о другом: социально-философское осмысливание должно опережать конкретные научно-технические разработки. Ненормально, когда сначала внедряется атомная энергетика, а потом только появляется мысль о новом мышлении в атомный век. Ненормально, когда трещит по швам экологическое равновесие, а только потом начинают пробивать дорогу робкие призывы по возможности замедлить экологическую катастрофу... Мысль должна опережать дело; нельзя сначала суетиться, а потом думать».

Альтшуллер Г.С., Вёрткин И.М., Как стать гением. Жизненная стратегия творческой личности, Минск, «Беларусь», 1994 г., с. 454, 456-458.

 

Причины порчи школы

Закон неравномерности развития в технике