Стратегии жизни и творчества по Г.П. Щедровицкому

Г.П. Щедровицкий выделял четыре аморальные стратегии:

«Натуралистическая стратегия состоит в рассмотрении проблем исключительно применительно к миру объектов. В результате этого социокультурные интересы людей игнорируются, налицо «естественнонаучный кретинизм».

Стратегия следования за лидером авторитарна, она избегает обсуждения целей и задач производимого действия, следовательно, его не удается организовать должным образом.

Стратегия самовыражения характерна для творческого индивида, не решающегося взять на себя определённые социокультурные задачи. Такая личность, занимаясь самовыражением, сознательно всё концентрирует на себе, на своём Я и проходит мимо объективного положения дел в данном конкретном социуме.

Стратегия схимника состоит в замене социально-этических ситуаций представлениями об истории культуры. Схимник живёт мировой культурой, но он не желает связать себя с реальной социокультурной борьбой наших дней, с коммунальностью. Нередко схимник занимается морализированием по поводу нынешних ситуаций, но они оцениваются не в подлинном их значении, а как искажённое воспроизведение уже известных неситуативных культурных образцов и эталонов. Отношение схимника к существующему субъективно.

Щедровицкий противопоставлял четырём вышеуказанным стратегиям свою стратегию социокулътурного действия, т.е. СМД-методологию.  При этом он специально подчёркивал, что именно в ней морально-этическое отношение и оценка существующего становятся мощным и важным социокультурным действием и фактором.  О каком-либо забвении этики в СМД-методологии нет речи.

Идея клуба методологов представляется нам в высшей степени оригинальной. На фоне представлений Апеля и Хабермаса об идеальном коммуникативном сообществе, Фуко - о малых группах и Фрейда - об уникальном психотерапевте клуб методологов выглядит как наиболее эффективная единица творческого поиска, которую, надо полагать, не в состоянии превзойти ни, например, политическая партия, ни кафедра как подразделение университета. Это тем более очевидно, если иметь в виду, что деятельность клуба методологов разворачивается в основном в форме организационно-деловых игр».

Канке В.А., Современная этика,  М., «Омега-Л», 2007 г., с.192-193.

 

Жизненная стратегия творческой личности (ЖСТЛ) по Г.С. Альтшуллеру