«Отец Бузони был колоритной, оригинальной личностью. Человек отнюдь не бесталанный, но без достаточной общеобразовательной и профессиональной подготовки, он вечно носился с грандиозными планами, по большей части далеко превышавшими его довольно скромные реальные возможности.
Играть в оркестре он не хотел, считая это ниже своего достоинства, да, пожалуй, и не мог, так как, по свидетельству сына, плохо справлялся со счётом и с чтением с листа. Но и сольные выступления в концертах, принесшие ему «маленькую известность», не давали полного удовлетворения его честолюбию. В поисках путей к славе он брался за многое и разное: то пробовал сочинять и издавать стихи, то принимался «делать карьеру» сыну и т.д. Пылкий и громогласный, бесцеремонный и деспотичный, всегда «временно» без гроша в кармане, но полный, тем не менее, непреклонной веры в будущее, он не раз вызывал иронические усмешки окружающих и чувствительно затруднял жизнь своих близких.
Отцовские фантазии наложили свою печать на жизнь Бузони с самого её начала. По воле отца новорождённого нарекли четверным именем: Ферруччо-Данте-Микеланджело-Бенвенуто - в наивной вере, что «патронаж» трёх великих тосканских художников (Данте Алигьери, Микеланджело Буонарроти и Бенвенуто Челлини) надёжно обеспечит славное будущее ребёнка.
Разумеется, достигнув сознательного возраста, Бузони поспешил избавиться от «тяжелой ответственности», бестактно возложенной на него отцом, и отказался сначала (ещё в детстве) от двух средних имен, а впоследствии и от четвётого, сохранив за собой только имя Ферруччо. Вернувшись к семье, отец Бузони тотчас развил бурную деятельность. Настояв на переселении семьи из дома тестя в отдельную квартиру, он отстранил жену от дальнейших занятий с сыном и, нисколько не смущаясь своей некомпетентностью в пианистических вопросах, взялся сам руководить его обучением. О характере этих уроков можно судить по красочному их описанию в цитированных «автобиографических фрагментах» Бузони:
«Отец мой мало понимал в фортепианной игре и вдобавок был нетвёрд в ритме, но возмещал эти недостатки совершенно неописуемой энергией, строгостью и педантичностью. Он был в состоянии просиживать возле меня по четыре часа в день, контролируя каждую ноту и каждый палец. При этом не могло быть и речи о какой-либо поблажке, отдыхе или малейшей невнимательности с его стороны. Единственные паузы вызывались лишь взрывами его необычайно вспыльчивого темперамента, за которыми следовали упрёки, мрачные пророчества, угрозы, оплеухи и обильные слёзы. Всё это кончалось раскаянием, отеческим утешением и уверением, что мне желают только добра, - а на следующий день всё начиналось сызнова».
Вбив себе в голову во что бы то ни стало сделать из сына второго Моцарта, отец Бузони решил, что мальчик вернее всего достигнет цели... повторяя шаг за шагом артистический путь творца «Дон-Жуана». Последний, как известно, обучался музыке с четырёх лет, выступал с шести. Занятия Бузони начались в «нужный» срок. Оставалось спешно подготовить его к публичному дебюту, который и состоялся - с некоторым, увы, опозданием против «плана» - в Триесте 24 ноября 1873 года: семилетний Ферруччо принял участие в концерте родителей, сыграв первую часть С-dur'ной сонаты Моцарта, четвёртую (F-dur'ную) сонатину Клементи и две пьески из «Альбома для юношества» Шумана: «Бедного сиротку» и «Солдатский марш». Маленький пианист выступал под двойной фамилией Вейсс-Бузони - новая выдумка отца, рассчитывавшего, что сочетание двух «громких имён» окажется хорошей рекламой для юного дебютанта. […]
Суждение авторитетного критика произвело впечатление в музыкальном мире, в частности - на музыкальные издательства: с 1876-1877 годов они начинают печатать сочинения Бузони. Пребывание в Вене ознаменовалось для последнего ещё одним важным событием - знакомством с Антоном Рубинштейном. Прослушав юного артиста, Рубинштейн в письменном отзыве отметил, что мальчик «обладает замечательнейшим талантом как исполнительским, так и композиторским» и «когда-нибудь как знаменитый музыкант прославит свою родину»; вместе с тем великий русский пианист настойчиво рекомендовал избавить своего маленького коллегу от необходимости публичных выступлений «ради заработка на жизнь» и дать ему возможность «серьёзно работать», получить «тщательное образование», однако не «впихивая» его ни в какую консерваторию.
Разумный совет Рубинштейна остался невыполненным: Бузони вынужден был продолжать концертную деятельность, чтобы прокормить не только себя, но и родителей. Прошло почти четыре года, пока обстоятельства позволили ему уделить несколько более серьёзное внимание своему музыкальному образованию. В 1878 году двенадцатилетний Ферруччо отправился из Триеста в другой австрийский город - Грац, столицу Штирийской провинции, где 23 ноября 1879 года продирижировал исполнением своего «Stabat Mater» для хора и струнного оркестра, а немного дней спустя поступил в ученики к проживавшему там видному музыканту доктору В. Майеру.
Вильгельм Майер (1831-1898), более известный под псевдонимом В.А. Реми, пользовался в те годы популярностью не столько как композитор, сколько как превосходный педагог по теории музыки и композиции; к числу его учеников принадлежали многие выдающиеся музыканты, в том числе Резничек, Вейнгартнер, Кинцль.
Бузони проучился у Майера-Реми с декабря 1879 по март 1881 года, написав за это время немало фуг, квартетов, кантат, шестиголосную хоровую мессу а сарpella и основательно познакомившись с теорией и историей музыки; впоследствии ученик с благодарностью вспоминал своего требовательного и умелого учителя. Этим годом с четвертью и ограничилась вся «школьная» подготовка Бузони - композиторская и общемузыкальная; по фортепиано же он после матери и отца ни у кого больше не брал уроков, оставшись, таким образом, фактически почти самоучкой в этой области.
По окончании занятий с Реми Бузони предпринимает концертную поездку по Италии, прошедшую с большим успехом. Тут на сцене снова появляется его отец со своим маниакальным стремлением к копированию биографии Моцарта. Так как последний на пятнадцатом году жизни был избран в состав знаменитой Филармонической академии в Болонье, то и пятнадцатилетний Бузони вынужден добиваться того же отличия. Успешно выдержав труднейший экзамен, и он в 1881 году становится членом Болонской академии - первый после Моцарта случай присвоения этого почётного звания в столь раннем возрасте. Затем юный академик на некоторое время задерживается в Болонье и пишет там самое объёмистое из своих произведений тех лет огромную, трёхсотстраничную партитуру кантаты для хора, певцов-солистов и оркестра «II Sabato del Villaggio» на текст поэмы Леопарди. Оставшаяся, как и ряд других ранних сочинений Бузони, неизданной, кантата в 1883 году была исполнена в Болонье под управлением известного дирижёра Л. Манчинелли. В том же году вышла из печати бузониевская фортепианная транскрипция траурного марша на смерть Зигфрида из музыкальной драмы Вагнера «Сумерки богов» - первый опыт Бузони в жанре обработок, в котором ему суждено было так прославиться впоследствии.
Становясь старше, Бузони с каждым годом всё больше тяготится причудами отца, всё настойчивее стремится выйти из-под его опёки, начать самостоятельную жизнь. В поисках своего собственного пути он с 1884 года все заметнее отдаляется от Италии, «онемечивается». Живя то в Вене, то в других австрийских городах, он сближается с кругом видных тамошних музыкантов, художников, литераторов и подпадает под сильное влияние Брамса, которому посвящает свои фортепианные этюды ор. 16 и ор. 17».
Коган Г.М., Ферруччо Бузони, М., «Советский композитор», 1971 г., с. 11-13 и 15-17.