Энциклопедическая эрудиция А.В. Луначарского

Ниже цитируется художественная – а не научная книга – но сам факт энциклопедической эрудиции А.В. Луначарского и работа над её развитием, действительно, имел место быть:

«- Товарищи, я предлагаю сыграть в новую игру, которая называется «Поймать Луначарского!». Бонч-Бруевич пошутил: чтобы играть в эту игру, «Миноносец» вновь должен уйти в легкомысленное парижское плавание. Все засмеялись.

- Нет, - возразил Ленин, - имеется в виду совершенно другая игра.

- Каковы её правила? - спросил Бонч-Бруевич.

Ленин, заговорщически прищурив глаз, ответил:

- Любой из присутствующих спрашивает Луначарского о малоизвестном явлении, трудном термине или незнакомом слове. Луначарский без подготовки должен прочитать реферат по заданной теме. Условие игры такое: если спрашивающий даст Луначарскому непосильное для него задание, то он будет должен фант и мы его заставим проделать какую-либо смешную церемонию. Если же Луначарский с честью выйдет из испытания и его не удастся «поймать», то фант будет за спрашивающим. Проигравшему мы все, и в первую очередь Анатолий Васильевич, дадим смешное задание.

Сразу же после знакомства с Луначарским Ленина привели в восторг его феноменальная память и широчайшая, поистине энциклопедическая эрудиция. Игра была испытанием этих его способностей. Игра позже длилась не один год, и почти никому не удавалось «поймать» Луначарского.

На сей раз смешной и трудный вопрос обернулся курьёзом. Дан воскликнул: «Я поймаю вашего Луначарского!» И, надеясь застать Анатолия Васильевича врасплох, дал ему задание сделать реферат на тему «Чёрт в русской литературе и искусстве». Все расхохотались, и пуще всех -  Ленин. Когда смех смолк, Луначарский спокойно и серьёзно спросил, о каком периоде должно быть сообщение.

Дан внёс «снисходительное» предложение:

- Для облегчения задания возьмём... древность.

Все опять расхохотались. Луначарский же, чуть улыбнувшись странному заданию, начал доклад.

- На древнерусских иконах бес предстает столь отвратительным, что в народе возникла поговорка:  «Не так страшен чёрт, как его малюют». В рукописи семнадцатого века...  - Луначарский запнулся, напрягая память, снял пенсне, а затем как по-писаному произнёс: - В этой рукописи говорится: «Некий зограф писал образ Богородицы благолепнее, а дьявола зело гнусно под ногами ея». Создавая облик беса, или образ зла, художники обычно соединяли звериные и человеческие формы. Использовались формы летучей мыши, пса, быка, свиньи, козла, обезьяны, змеи. Демонология на Руси, - продолжал Луначарский, - была как национального, так и византийского и античного происхождения.
На формирование представлений о бесе оказывали воздействие образы восточных человекообразных божеств со звериными головами и крыльями, образы минотавра, кентавра, горгоны, сирены, цербера, сладострастных козлоподобных сатиров, привлекалось также непривычное обличье иноземцев.

Ленин довольно улыбнулся и взглядом подбодрил Луначарского: мол, задай жару…»

Борев Ю.Б., Луначарский, М., «Молодая гвардия», 2010 г., с. 14-15.