Категории святых в изложении А.В. Медведева

«В палитру реальной истории религии с необходимостью входят те, кого принято называть святыми, они - обязательный цвет, хотя бы уже потому, что в истории религий им принадлежит важная роль. В памяти церкви и народа живут их подвиги и деяния, в их честь возводятся храмы, к ним возносят молитвы, их телесным останкам поклоняются, в память о них устанавливаются праздники с особыми церковными службами, пишутся также жития святых.

Святой - эмпирический человек, один из многих, приобщившийся к святости, которая является характеристикой, очерчивающей присутствие божественного в индивидуальной эмпирической личности.

Глубинный смысл святости в причастности человека Богу, в обожении человека, в его преображении.

В преображённом человеке, с точки зрения религиозной веры, восстанавливается его ещё грехом не повреждённая природа. В учении о святости содержится мысль о преодолении противостояния вещественного и духовного, тварного и нетварного. Святые - тварные существа, которые приобщены к Богу, то есть к нетварному началу. Такое понимание святости складывается с VII-VIII вв. в богословских трудах преподобных Максима Исповедника и святого Иоанна Дамаскина.

Христианская церковь уже с первых веков своего существования называла святыми тех, кто очистился от греха, стяжал Дух Святой и явил силу его в земном мире. Круг святых всегда многочислен и многообразен. Только в Русской Православной Церкви в «Полном месяцеслове» упоминается около пяти тысяч имен святых и более восемнадцати тысяч святых без имени. Многообразие святых - следствие невозможности в индивидуальном земном бытии воплотить всю полноту совершенства божественного.

В христианской церкви почитаются прежде всего те, кого именуют мучениками. Это были люди, сознательно и добровольно принесшие себя в «жертву живую», проповедуя и утверждая этим и правду веры, и свою преданность ей. К лику святых причисляются ветхозаветные патриархи, апостолы и пострадавшие за Христа свидетели. К рангу святых относятся и святители -  первоиерархи церкви, хотя святость их считается меньшей. Церковная традиция называет чествования мучеников празднествами, а чествования всех других - днями памяти. Исповедники - ещё одна разновидность святых. Так называют тех, кто претерпел во имя веры много зла, испытал тяжесть мучений, гнет заключения, несправедливость ссылки, но в отличие от мучеников не был лишён жизни.

К категории святых относятся и отшельники - аскеты, которых называют преподобными; они ведут отшельническую жизнь, служа во славу учения самим фактом отречения от мира. Почитается и такой вид святости, как юродство - труднейший христианский подвиг казаться безумным, дабы, принеся в жертву Богу самое ценное, что есть у человека, - разум, способствовать нравственному исцелению общества.

Знакомясь с жизнью святых, понимаешь, что прав был С. Булгаков, говоря, что «святость столь же многообразна, как и человеческие индивидуальности». Святость и индивидуальность - это проблема сохранения святости человека и его преобразования. Святость изначально лишена индивидуальности. Не исчезает ли индивидуальность человека в процессе приобретения им святости. О многоликости этого явления писал и Н. Лосский: «Нам, далёким от идеального служения миру и Богу, царство святости кажется подчас утомительно однообразным, одноцветным... но царство добра блистает бесконечно разнообразными красками и полно индивидуальных различий».

Причины этого, как уже отмечалось, коренятся в невозможности воплотить в единой конкретной земной жизни ту полноту абсолютного, которая является целью движения. П. Флоренский отмечал: «Каждая законная икона Божией матери, «явленная», то есть ознаменованная чудесами и, так сказать, получившая одобрение и утверждение от Самой Девы-Матери, засвидетельствованная в своей духовной правдивости Самою Девою-Матерью, есть отпечатление одной лишь стороны, светлое пятно на земле от одного лишь луча Благодатной, одно из живописных имен её».  П. Флоренский отметил одну весьма сущностную черту, характерную для русского религиозного духа, которая проявляется в стремлении прочувствовать образ Богоматери как целостность во всей её полноте. Но эта же закономерность проявляется и в отношении к святым: их многообразие обусловлено, в частности, тем, что каждый святой есть определённая конкретность, которая в своей божественности характеризует лишь одну сторону Иисуса Христа.

Возникновение института святых - необходимость религиозной жизни. Христианская церковь, например, выработала правила канонизации (от гр. kanon - правило, предписание) святых. Канонизация - процесс установления церковью факта почитания святого, ориентированного не на небесную, а на земную жизнь. «Акт канонизации - иногда торжественный, иногда безмолвный - не означает определения небесной славы подвижника, но обращается к земной Церкви, призывая к почитанию святого формах общественного богослужения». В связи с этим, говоря о роли святых с точки зрения истории, следует выделять два аспекта: роль святых в истории религии и роль святых в истории культуры, ибо их значение не может быть локализовано лишь границами религии, они выполняли и социокультурные функции».

Медведев А.В., Сакральное как причастность к абсолютному, Екатеринбург, «Банк культурной информации», 1999 г., с. 86-88.

 

Пророк – как обладатель личной харизмы по Максу Веберу