Пророк – как обладатель личной харизмы по Максу Веберу [продолжение]

Начало »

 

Для пророков характерно, что их миссия не поручена им кем-либо, а узурпирована ими. Впрочем, так поступали и «тираны» в греческих полисах, которые в функциональном отношении были  очень близки легальным эсимнетам и проводили также специфическую религиозную  политику (часто, например, в виде поддержки популярного в массах - в отличие  от знати - культа Диониса).

Но пророки узурпируют свою власть в силу божественного откровения и для религиозных целей, а типичная для них религиозная пропаганда прямо противоположна по своей направленности типичной религиозной политике греческих тиранов, она заключается в борьбе с  экстатическими культами. […]

С другой стороны, пророк рядом переходных ступеней связан с учителем этики, в частности социальной, который, будучи преисполнен новым или возрождённым пониманием древней мудрости, собирает вокруг себя учеников, даёт советы частным лицам  по частным вопросам, правителям - по публичным делам и пытается направить их  внимание в сторону этического упорядочения жизни.

Отношение учителя  религиозной или философской мудрости к ученику чрезвычайно твёрдо  установлено, особенно в священном праве азиатских стран, его авторитет очень  высок, отношение ученика к учителю есть одно из самых непоколебимых из всех  известных вообще отношений, в основе которых лежит почитание.

Магическое  учение, или учение героизма, как правило, структурировано таким образом, что  ученика направляют к какому-либо опытному учителю или он может его выбрать  сам (примерно так, как в немецких корпорациях «новичок» выбирает «старого  бурша»), ученик связан с учителем чувством личного уважения, а учитель следит за его обучением. Вся эллинская поэзия, воспевающая любовь к юношам,  произошла из этого отношения, подобное явление свойственно буддизму,  конфуцианству и вообще любому монастырскому воспитанию.

Наиболее чистым  типом такого учителя является «гуру» в священном праве Индии - брахман,  который обучает юношей, принадлежащих к знатному обществу Гуру обладает над  ними всей полнотой власти, и это отношение послушания, напоминающее  отношение ученика к магистру на Западе, имеет для юноши большее значение,  чем его отношение к членам своей семьи, так же как влияние придворного  брахмана (пурогита) официально значительно превышает влияние самых  могущественных духовных отцов на Западе. Однако при этом гуру является  только учителем, который передаёт усвоенное, а не данное в откровении  знание, и не в силу личного авторитета, а по поручению других лиц.

Деятель в области философской этики и социальный реформатор также не могут быть названы пророками в нашем смысле, как ни близки им они иногда.

Правда, древнейшие, овеянные легендами греческие мудрецы, такие, как  Эмпедокл и ему подобные, прежде всего Пифагор, ближе всего к пророкам; они  создали общины с действующим в них учением о спасении и о жизненном  поведении и в какой-то степени даже претендовали на роль спасителей.

Это -  тип учителя-интеллектуала, сходный с индийским, но далеко не столь  последовательно посвятивший себя делу «спасения» жизни и учения. Ещё в  значительно меньшей степени можно считать «пророками» в нашем смысле  основателей и руководителей подлинно «философских школ», хотя они в  некоторых отношениях иногда и приближались к ним…»

Макс Вебер, Социология религии / Избранное. Образ общества, М., «Юрист», 1994 г., с.112-114 и 116-117.