Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психология творчестваПсихология творчества
X
Психологические эффекты, техники работы. В ряде случаев эти эффекты могут иметь отношение и к творческой деятельности…
Психология творчестваПсихология творчества
X
«I. Человеку кажется, что он всё производит изнутри своего существа, а на самом деле развитие его способностей зависит от других. (До этого тезиса И.Г. Гердер рассматривал степень развитости культуры у разных народов и влияние её на мышление народа - Прим. И.Л. Викентьева).
Не только философы возвели в ранг изначальной, чистой потенции человеческий разум, не зависимый от органов чувств и тела, но и человек, погружённый в сновидение своей жизни, чувственно воспринимающий мир. Мнит, что сам собою сделался тем, чем он стал. Вселенное творцом в душу его чувство самостоятельной деятельности побуждает человека трудиться и творить, и самая сладкая награда за труд - ощущение, что ты сам начал и кончил всё, что сделано было тобою. [...]
Человек не рождает себя сам, не рождает он и свои духовные силы. Сам зародыш - наши задатки - генетического происхождения, как и строение нашего тела, но и развитие задатков зависит от судьбы; судьба поселила нас в той или иной земле и приготовила для нас средства воспитания и роста. [...] Итак, человек - это искусно построенная машина, наделенная генетической диспозицией и полнотою жизни; но машина не играет на самой себе, и даже самому способному человеку приходится учиться играть на ней. Разум - это соединение впечатлений и практических навыков нашей души, сумма воспитания всего человеческого рода; и воспитание его человек довершает, словно посторонний себе самому художник, воспитывая себя на чужих образцах.
Таков принцип истории человечества; не будь этого принципа, не было бы и самой истории. Если бы человек всё получал от себя, изнутри себя, если бы все полученное он развивал отдельно от предметов внешнего мира, то существовала бы история человека, но не история людей, не история целого человеческого рода. [...]
Но сразу становятся ясны нам и простые и недвусмысленные принципы философии истории, очевидные, как сама естественная история человека; эти принципы - традиция и органические силы. Человек воспитывается только путём подражания и упражнения: прообраз переходит в отображение, лучше всего назвать этот переход преданием, или традицией. Но нужно, чтобы у человека, подражающего своему прообразу, были силы, чтобы он воспринимал все, что сообщают, что передают ему что возможно сообщить и передать, чтобы он усваивал и преобразовывал в свое существо все это сообщенное.
[...] Как бы ни льстило человеку, что бог выбрал его себе в помощники, предоставив человеку и ему подобным воспитываться и развиваться на земле, всё же самое это избранное богом средство показывает всё несовершенство нашего земного существования, - мы, говоря по существу, ещё не люди, а только становимся людьми. [...]
Есть ли такая бесчеловечность, к которой не привыкало бы то или иное племя, даже группа племен; ведь многие, даже, может быть, большинство, были людоедами! Есть ли такая нелепая фантазия, которую не освящала бы традиция! Итак, ни одно живое существо не может пасть так низко, как человек; всю свою жизнь он остаётся ребёнком по уму, иногда он бывает послушным воспитанником чужих умов. В какие руки он попадёт, таким и станет, и я не думаю, чтобы существовала такая возможная для человеческих нравов и обычаев форма, которая не была бы реализована и которой не следовал когда-либо отдельный человек или целый народ».
Иоганн Готфрид Гердер: Идеи к философии истории человечества, в Сб.: Философия религии: хрестоматия, М., «Флинта»; «Наука» / Сост.: В.Е. Данилова 2009 г., с. 479-481.