Деградация творческих людей
Деградация обычных людейДеградация обычных (нетворческих) людей
Умение «держать удар»Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
Деградация творческих людей
Деградация обычных людейДеградация обычных (нетворческих) людей
Умение «держать удар»Одно из 6-ти качеств творческой личности высокого уровня
X
«Большинство свободных людей отличаются от несвободных общими характерными для них признаками. Они достаточно уверены в себе, в той или иной мере обладают чувством собственного достоинства, спокойно и разумно реагируют на внешние раздражения...
В годы моего заключения средний человек, без всякой уважительной причины лишённый свободы, униженный, оскорбленный, напуганный и сбитый с толку той фантастической действительностью, в которую он внезапно попадал,- чаще всего терял особенности, присущие ему на свободе. Как пойманный в силки заяц, он беспомощно метался в них, ломился в открытые двери, доказывая свою невинность, дрожал от страха перед ничтожными выродками, потерявшими своё человекоподобие, всех подозревал, терял веру в самых близких людей и сам обнаруживал наиболее низменные свои черты, доселе скрытые от постороннего глаза.
Через несколько дней тюремной обработки черты раба явственно выступали на его облике, и ложь, возведённая на него, начинала пускать свои корни в его смятенную и дрожащую душу.
В ДПЗ, где заключённые содержались в период следствия, этот процесс духовного растления людей только лишь начинался.
Здесь можно было наблюдать все виды отчаяния, все проявления холодной безнадежности, конвульсивного истерического веселья и цинического наплевательства на всё на свете, в том числе и на собственную жизнь.
Странно было видеть этих взрослых людей, то рыдающих, то падающих в обморок, то трясущихся от страха, затравленных и жалких. Мне рассказывали, что писатель Адриан Пиотровский, сидевший в камере незадолго до меня, потерял от горя всякий облик человеческий, метался по камере, царапал грудь каким-то гвоздём и устраивал по ночам постыдные вещи на глазах у всей камеры. Но рекорд в этом отношении побил, кажется, Валентин Стенич, сидевший в камере по соседству.
Эстет, сноб и гурман в обычной жизни, он, по рассказам заключённых, быстро нашел со следователями общий язык и за пачку папирос подписывал любые показания.
Справедливость требует сказать, что наряду с этими людьми были и другие, сохранившие ценой величайших усилий своё человеческое достоинство. Зачастую эти порядочные люди до ареста были совсем маленькими скромными винтиками нашего общества, в то время как великие люди мира сего нередко превращались в тюрьме в жалкие подобие человека. Тюрьма выводила людей на чистую воду, только не в том смысле, как этого хотели Заковский (один из следователей НКВД – Прим. И.Л. Викентьева) и его начальство.
Весь этот процесс разложения человека проходил на глазах у всей камеры. Человек не мог здесь уединиться ни на миг, и даже свою нужду отправлял он в открытой уборной, находившейся тут же. Тот, кто хотел плакать,- плакал при всех, и чувство естественного стыда удесятеряло его муки. Тот, кто хотел покончить с собою,- ночью, под одеялом, сжав зубы, осколком стекла пытался вскрыть вены на руке, но чей-либо бессонный взор быстро обнаруживал самоубийцу, и товарищи обезоруживали его. Эта жизнь на людях была добавочной пыткой, но в то же время она помогла многим перенести их невыносимые мучения.
Камера, куда я попал, была подобна огромному, вечно жужжавшему муравейнику, где люди целый день топтались друг подле друга, дышали чужими испарениями, ходили, перешагивая через лежащие тела, ссорились и мирились, плакали и смеялись. Уголовники здесь были смешаны с политическими, но в 1937- 1938 годах политических было в десять раз больше, чем уголовных, и потому в тюрьме уголовники держались робко и неуверенно. Они были нашими владыками в лагерях, в тюрьме же были едва заметны…»
Заболоцкий Н.А., История моего заключения / Избранные сочинения, М., «Художественная литература», 1991 г., с. 338-339.