Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Изображение из себя творческой личности
X
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
Изображение из себя творческой личности
X
«При Людовике XIV любители науки, искусства, литературы собирались только при дворе или в домах крупных сеньоров.
В XVIII веке сановники продолжали оказывать покровительство литераторам, как, например, Д'Аржансон Вольтеру, но в то же время начали открывать салоны богатые люди среднего звания.
Участники парижских салонов переняли беседы и развлечения двора, изысканную вежливость и находчивость, постоянную привычку быть на людях, но внесли много своего: интерес к искусству, споры на разнообразные темы, большую простоту и непринужденность.
«Нет человека, у которого не было бы какого-нибудь салонного таланта, какого-нибудь своего небольшого дарования, чтобы занять свой ум и свои руки, чтобы заполнить пустые часы; все почти слагают стихи или умеют сыграть роль в пьесе; многие занимаются музыкой или живописью или знают какое-нибудь лёгкое и изящное ремесло. Люди, раз вкусившие этой жизни, уже не могут уйти от неё». «Ничто несравнимо, - говорил Вольтер, - с той приятной жизнью, которую ведёшь в Париже в лоне искусств и спокойных изящных удовольствий; иностранцы, короли предпочитают своему отечеству и трону этот покой, столь приятно занятый и полный очарований». Париж становится школой общественной мысли для всей Европы, куда едут молодые люди из Германии, России, Англии для того, чтобы полироваться; английский лорд настойчиво рекомендует своему сыну посещение этих салонов, где с него снимут «кембриджскую (студенческую) ржавчину».
Многие блестящие произведения французской литературы вышли из бесед в этих кружках, и писатели по большей части были светилами салонов, давали интересное направление разговорам и прениям. Это обстоятельство придаёт французской литературе XVIII века другой, по сравнению с английской, характер. Там в более свободной речи автор обращался к разнообразным слоям общества; он являлся преемником сектантских проповедников; он часто бывал резок, беспощаден к противникам, утомителен в своих доказательствах. Французский писатель имел в виду прежде всего своё избранное общество, старался быть нескучным, остроумным и приятным. Это делало французскую литературу необыкновенно гибкой и подходящей для дела популяризации, распространения идей всюду, где говорили и читали по-французски, где прививались французские общественные нравы.
Оригинальные идеи XVIII века все принадлежат Англии; деизм, свобода совести и свобода исследования, идея подчинения мировых явлений незыблемым физическим законам, понятие о народовластии и разделении властей - всё это впервые было высказано английскими публицистами, учеными, романистами и сатириками. Французские писатели усвоили эти идеи и стали проповедниками, «переводчиками» их для остальной Европы».
Виппер Р.Ю., История нового времени, Киев, «Ника-Центр»; «Вист-С»,1997 г., с. 233-234.