«Автором одной из первых классификаций наук явился Иоганн Генрих Альштед (1588-1638), сочинитель «Энциклопедии, разделённой на семь частей» (1630). В ней приведена классификация наук в виде систематической сводки всех знаний, имевшихся в научном обиходе начала XVII века. «Энциклопедия, - как определял её Альштед, - есть систематическое соединение всех предметов, подлежащих в этой жизни человеческому уразумению. Коротко: она есть совокупность знаний».
Данная одним из первых историков науки и педагогики классификация учитывает всю совокупность существовавших во время написания её научных (или псевдонаучных) знаний. Классификация наук, произведенная Альштедом, включала 7 частей (tomi, по терминологии автора) и 35 книг (libri).
Часть I. Предпосылки наук.
Кн. 1-я. Гексилогия (пропедевтическое учение о свойствах разума, которыми человек располагает для уразумения доступных постижению предметов). Гексилогия ближе всего к современной гносеологии.
Кн. 2-я. Технология (учение об отношениях, порядке и разделении наук).
Кн. 3-я. Археология (учение о первоосновах всех наук).
Кн. 4-я. Дидактика.
Часть II. Филология.
Кн. 5-я. Лексика (искусство, излагающее способ ознакомления с сочетаниями слов).
Кн. 6-я. Грамматика.
Кн. 7-я. Риторика.
Кн. 8-я. Логика.
Кн. 9-я. Ораторское искусство.
Кн. 10-я. Поэтика.
Часть III. Созерцательная философия.
Кн. 11-я. Метафизика.
Кн. 12-я. Пневматика или ангелография (наука о природе духа). В первых главах этой книги разобраны иерархия и свойства ангелов и демонов, в последующих речь идёт о человеческой душе (психологии).
Кн. 13-я. Физика (знание естественного тела). Подразделена на физиологию (учение о теле как части мира) и космологию.
Кн. 14-я. Арифметика.
Кн. 15-я. Геометрия.
Кн. 16-я. Космография (наука об измерении мировой сферы).
Кн. 17-я. Уранометрия (наука об измерении небесной сферы). Подразделялась на астрономию (науку об измерении количества и движения небесных тел) и астрологию (науку о силах звёзд).
Кн. 18-я. География (наука об измерении земного шара).
Кн. 19-я. Оптика (наука о том, как надлежит смотреть, иначе называемая перспективой).
Кн. 20-я. Музыка (иначе гармоника).
Часть IV. Действенная философия.
Кн. 21-я. Этика.
Кн. 22-я. Экономика.
Кн. 23-я. Политика.
Кн. 24-я. Схоластика (уразумение того, что необходимо для достижения успеха в учении).
Часть V. Три высших факультета.
Кн. 25-я. Теология.
Кн. 26-я. Юриспруденция.
Кн. 27-я. Медицина.
Часть VI. Механические искусства.
Кн. 28-я. Механические искусства в целом, или механология.
Кн. 29-я. Механические искусства, производные от физики.
Кн. 30-я. Механические искусства, производные от математики.
Часть VII. Смесь наук (границы смеси наук, по одному из правил Алыптеда, зависят от человеческого произвола).
Кн. 31-я. Мнемоника.
Кн. 32-я. Историка (составная наука о действенном благе, подлежащем извлечению из истории, которая есть повествование о событиях; повествование делится на общую историю, историю церкви и политическую историю).
Кн. 33-я. Хронология.
Кн. 34-я. Архитектоника (наука о наилучшем возведении зданий).
Кн. 35-я. Кводлибетика (слово, образованное из quod - что и libet - угодно, связано с обычным в схоластическом университете XIII-XV вв. диспутами о чём угодно, темы которых носили шуточный характер; в XVI веке вышли из обихода и в начале XVII века воспринимались как анахронизм). Не нарушая имевшихся канонов, идей своих предшественников и верховного среди них - схоластически истолкованного Аристотеля, Альштед включает в энциклопедию «науки», отразившие особенности диспутов «о чём угодно».
Среди них:
- аподемика - наука о том, как лучше путешествовать,
гномология - наука о том, как следует собирать знаменитые изречения,
- дипнософистика - наука о том, как следует вести разговор во время пиршества,и даже табакология.
Стремясь не упустить какой-либо из существовавших (иной раз только в быту, не в научном обиходе) дисциплин, в 35-й книге «Кводлибетика» Альштед не забыл упомянуть и лженауки, существовавшие ещё в античное время (магия), и возникшие в средние века (каббала).
Наметив новую для энциклопедистов античности средневековья систематическую сводку всех знаний, опиравшуюся на деление наук своего времени в зависимости от таких способностей человеческой души, как память, воображение и рассудок, Альштед подвёл определённый итог прошлому. Изложенная им смесь наук даёт представление о научном обиходе эпохи, переходной от Средневековья к Новому времени. Добросовестного систематизатора накопленных знаний разнородного содержания через полвека после его смерти помянет сочувственным отзывом его великий соотечественник И.Г. Лейбниц как «старательнейшего Йог.-Генр. Альштеда, чья Энциклопедия по уровню знаний его времени заслуживает безусловной похвалы»
Помпеев Ю.А., Очерки по истории европейской научной мысли, СПб, «Абрис», 2003 г., с. 55-57.