«В 410 г. готы (в исторической литературе часто используется термин «вестготы» - Прим. И.Л. Викентьева) под предводительством Алариха (ок. 370-410) вторглись в Рим и подвергли вечный город разорению и опустошению. Несмотря на то, что Божье мщение поразило лишь языческие храмы, идея вечности Рима была поставлена под сомнение: покорён город, который покорил всю вселенную.
В обширной публицистической литературе мнения разделились.
Одни авторы полагали, что христианский бог наказал нечестивых язычников; другие считали, что языческие боги, недовольные распространением христианства, обрушили свой гнев на Рим.
Подорванной оказалась и вера в наступление конца света. К Блаженному Августину поступали просьбы о точном определении дня и часа наступления конца мира.
Можно ли будет увидеть Бога глазами? Каким образом душа освободится от тела и какова её судьба? В какой части вселенной будет вечный огонь? Каким образом добрые на том свете станут зреть казни злых? Будут ли на том свете болезни? Исчезнет или сохранится пол на том свете?
Ответом на события 410 г. и стали первые пять книг трактата Августина «О Граде Божием» (De civitate dei). Христианский философ противополагает царства небесное и земное, как царства Бога и дьявола, находящиеся в состоянии ожесточённой борьбы, начавшейся с момента первого грехопадения и неизбежно приводящей к победе Бога, т.е. христианской церкви.
Земное государство, впервые созданное братоубийцей Каином и представляющее собою не что иное, как обширный разбойничий стан, погибнет (и отчасти уже погибло в лице языческого Рима), а существующее со времён Константина христианское государство явится необходимой предпосылкой для установления Божьего царства.
Спасение же Римского государства - в христианской религии, учение которой не враждебно государству: христианское учение делает своих последователей самыми честными исполнителями государственных обязанностей.
В лице Алариха господь послал на римлян снисходительное, мягкое наказание. Эти события Августин призывал рассматривать не как гибель, а как обновление Рима. Наступление конца мира, как и окончание рабства на земле («лучше быть рабом у человека, чем у похоти»), Августин отодвигал в далёкое будущее.
Как философ Града Божьего, то есть церкви, Августин ввёл три метода толкования «Священного писания» - буквальный, аллегорический и символический.
Темноту божественной речи считал полезной «в том отношении, что она приводит к весьма многим истинным суждениям и вводит в свои знания, когда один понимает её так, другой иначе»…»
Помпеев Ю.А., Очерки по истории европейской научной мысли, СПб, «Абрис», 2003 г., с.100-101.