Официальная / бюрократическая организация творчества
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
Официальная / бюрократическая организация творчества
Неформальные (иногда и неофициальные) организации, призванные заниматься Творчеством…
X
«… сразу после XX съезда руководство партии, видимо, поняло, что речь Хрущёва, решение этого съезда, вся обстановка, складывавшаяся после смерти Сталина, требуют известного обновления общественно-политической теории и идеологии (вопрос о глубине такого обновления, конечно, был делом спорным, решался в борьбе, во многом зависел от людей в руководстве, равно как от тех, кому поручили эту работу).
Из этого понимания или, правильнее сказать, ощущения у руководства родилась мысль поручить написать новые учебники, которые партия, пусть не в той мере как раньше «Краткий курс» (написанный во времена и под руководством И.В. Сталина – Прим. И.Л. Викентьева), канонизирует в качестве «официальной» точки зрения. С одной стороны, обозначив новые идейно-теоретические установки, а с другой, - возможно, и границы дозволенного «свободомыслия». Одновременно с 1956 г. развернулась работа над новыми историей партии (руководитель Б.Н. Пономарёв), учебником по политэкономии (официальный руководитель - Д.Т. Шепилов, впрочем поначалу перегруженный другими делами, а с июня 1957 г. от всех дел отстранённый, и фактический - академик К.В. Островитянов) и учебным пособием «Основы марксизма-ленинизма».
Первые два, мне кажется, свели свою задачу к косметике прежних учебников с формальным учётом решений съезда. Да едва ли можно было ждать большего от их руководителей и основной части творческих коллективов.
Куусинен, тогда только член Президиума Верховного Совета СССР, а в глазах идеологической верхушки аппарата ЦК КПСС - «отставной козы барабанщик», тоже получил в качестве «творческого» весьма нетворческий коллектив, в основном состоявший из заскорузлых сталинистов, к тому же людей, профессионально слабых даже по тогдашним невысоким требованиям. И когда они вручили ему первый вариант текста - Куусинен пришёл в ужас и стал набирать новый коллектив. (Очень характерный момент – продеградировавшие люди просто не в состоянии создать что-либо новое. И независимо от их мотивации - Прим. И.Л. Викентьева).
Ему бы, наверное, идеологические «боссы» из аппарата ЦК КПСС не дали этого сделать, если бы не июньский пленум ЦК (1957 г.), на котором Куусинен был избран Секретарём ЦК и членом Политбюро.
В новый коллектив были привлечены считавшиеся не очень благонадёжными учёные старшего поколения (такие как В.Ф. Асмус и М. Мендельсон), а также молодые ученые и публицисты (среди них наряду с автором этих строк можно назвать Л.М. Шейдина, Ю.Н. Семёнова, Ф.М. Бурлацкого, А.С. Белякова, Ю.К. Мельвиля). Но главное, конечно, было в самом руководителе, тем более что после XX съезда и назначения на высокие посты, делавшие его недоступным для нашей «партийно-идеологической полиции», он почувствовал себя, впервые за многие десятилетия, раскрепощённым, творчески свободным.
Я недавно вновь просматривал эту книгу и ещё раз убедился, что многие страницы и сегодня не устарели, хотя в целом она не могла не нести на себе печати своего времени, тем более, учитывая, что это был учебник по марксизму-ленинизму. Но получился, пусть в этих рамках, ярко выраженный антисектантский, антидогматический труд.
К тому же труд, теоретически обосновывающий, увязывающий как-то с марксизмом (иначе тогда было невозможно, да и люди у нас были готовы только к такому восприятию - и пишущие, и читающие) новые подходы ко многим проблемам внешней и внутренней государственной и партийной политики. Он обновил подходы к таким проблемам, как демократия и мир, мирное сосуществование и отношение к социал-демократии, другим партиям и движениям, отстаивающим ценности экономического, социального и культурного прогресса, социальной справедливости и свободного развития личности.
В куусиненском «оазисе» творческой мысли была написана не только новаторская по тем временам, основательная книга, которая сыграла определённую роль в просвещении политиков и общественности. (Несмотря на то, что у нас в стране её, к сожалению, почти замолчали, и не по недосмотру; наши товарищи из идеологического отдела ЦК рассказывали, что «тихая» команда на сей счёт шла от тогдашнего «идеологического царя» Л.Ф. Ильичёва, назвавшего учебник «социал-демократическим».
Зато за рубежом, в кругах левой интеллигенции он стал популярным, а кроме того, ободрил их, показывая что в СССР, в КПСС действительно происходят прогрессивные перемены.) Думаю, впрочем, что работа над «Основами марксизма-ленинизма» была более важна даже в другом отношении.
Куусинен, пожалуй, самый образованный и умный (даже мудрый) из наших руководителей, с которыми мне приходилось иметь дело (а в той или иной мере я с конца 50-х - начала 60-х годов знал почти всех), сумел отучить от догматизма, приучить к творческому мышлению и творческому отношению к политике группу людей, впоследствии игравших немалую роль в науке и политике, имевших своих учеников, которые понесли дальше эстафету этого, столь необычного для нас тогда отношения к теории и политике…»
Арбатов Г.А., Общественная наука и политика, в Сб.: Наука и власть: воспоминания учёных-гуманитариев и обществоведов / Сост.: Н.В. Бойко, М., «Наука», 2001 г., с. 42-44.
Как руководитель СССР Н.С. Хрущёв пытался сам разработать теорию коммунизма…